Для журнала «Русское искусство», издаваемого благотворительным фондом им. П.М. Третьякова, уже стало традицией в «перекрёстный» год культур посвящать один из номеров той стране, под знаком которой он проходит. В прошлом году это была Франция, в этом настал черёд Италии, которую выдающийся русский искусствовед П.П. Муратов назвал «родным домом нашей души». Писатели и художники, артисты и музыканты, коллекционеры и учёные, влекомые жаждой странствий аристократы и ищущие исцеления от хвори разночинцы, редкие советские граждане, осчастливленные высокими инстанциями, и многочисленные граждане новой России, которым при выборе маршрута заграничного вояжа уже никакие инстанции не указ, – для какого фантастического числа наших соотечественников Италия была и остаётся воплощённым раем. Стоит ли удивляться, что практически каждый материал второго номера «РИ» – это своего рода восторженный мадригал, посвящённый стране, которая на протяжении веков щедро питала русскую культуру и русское искусство своей животворящей энергией. Когда уже вышедший из печати номер был представлен публике в итальянском посольстве, его гостеприимный хозяин, посол Италии в России синьор Антонио Дзанарди Ланди, не скрывал, что его соотечественники тронуты до глубины души тем, с какой любовью и вниманием в нашей стране относятся к итальянской культуре.
Диапазон материалов широк настолько, что остаётся только удивляться, как всё это уместилось под одной обложкой. Путешествия по Италии – от хроники вояжа великокняжеской четы, графа и графини Северных в очерке Юрия Мудрова, до путевых записок известного пейзажиста Максима Воробьёва в публикации Анны Погодиной. Италия глазами русских мастеров – совершенно неожиданный, невесомый до прозрачности Аркадий Пластов и инфернальный, играющий дерзкими красками Анатолий Чечик. Фигуры, без которых «русскую Италию» невозможно представить, – Ида Рубинштейн, Лев Бакст, Фёдор Шаляпин и имена незаслуженно забытые, как это произошло с Константином фон Траубенбергом, талантливым скульптором, которому фирма Фаберже заказывала модели ювелирных украшений, а Императорский фарфоровый завод – модели представительских ваз. Есть в этом номере и увлекательное «детективное расследование» – статья искусствоведа Дарии Боргезе о тайнах «Дамы с единорогом» Рафаэля из знаменитого собрания одного из легендарнейших семейств Италии.
Столь беглое и, разумеется, неполное перечисление можно было бы закончить полагающейся по этикету фразой о том, что у каждого – своя Италия, и значит, каждый из взявших в руки журнал найдёт для себя что-то интересное. Но такова уж непостижимая магия этой страны, что подобная банальность по отношению к ней будет казаться почти кощунством. «Надо смиренно отложить всякие попытки поведать что-либо бедным нашим языком. То есть его хватит, может быть, на то, что просто накипь на её (Италии. – В.П.) блестящей радужно поверхности, но взяться дать малейшее представление об этом фантастическом облике, сотканном будто из одних жемчужных переливов, выше моих сил» – согласимся с Пластовым и будем любить Италию за её неисчерпаемость и непостижимость.