Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Культура

Гимн Великому городу

Фантасмагория на Большой Пироговской

30 октября 2025
Сцена из спектакля «Петербург – Петроград – Ленинград» / Г. Чеботкова

Наталья Старосельская 

Почему-то с годами и десятилетиями всё чаще, настойчивее выплывает из глубин памяти фраза из черновых тетрадей Ф.М. Достоевского к «Преступлению и наказанию»: «Что такое время? Время не существует, время есть... отношение бытия к небытию». Оно одухотворено и оживает в восприятии каждого по-своему, в бесконечности и безграничности порой самых неожиданных, непредсказуемых переживаний и ощущений. И, пожалуй, самые мощные стихии, которые пробуждают в тебе эти чувства, – это музыка и поэзия, неподвластные безучастному течению времени.

Каждый раз, выходя после спектакля из Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, думаю о том, что уникальная актриса, не просто глубоко ощущающая две эти стихии, которые в состоянии захватить любого человека, обладая изумительным голосом, покоряющим однажды и навсегда, не могла бы дать другое имя своему детищу. Этот маленький театр, в котором чувствуешь себя не зрителем, а допущенным к некоему таинству, творит чудеса. Самых разных людей не просто приобщает он к пробуждению памяти, а забирает в свою власть. И заставляет думать о том, насколько скоротечна река жизни и насколько бесконечна, вбирая в свои воды всё и всех...

Спектакль «Петербург – Петроград – Ленинград» поставил режиссёр Иван Поповски, мастер, наделённый той же незаурядной чуткостью к музыке и поэзии, что и Елена Камбурова, и её артисты и музыканты. Его спектакли в этом театре пользуются неизменным успехом, многие зрители стремятся смотреть их по несколько раз, чтобы снова испытать это удивительное погружение в пространство, где музыка звучит подобно вдохновенным словам, а стихи льются музыкой сфер. Наверное, потому пересказать словами их невозможно. Иван Поповски создал к спектаклю, рождённому по идее артистки труппы, певицы и актрисы Елены Веремеенко, сложную, чрезвычайно ёмкую сценографию. Музыкальным руководителем и аранжировщиком, как обычно, стал Олег Синкин, художники по костюмам – Мария Данилова и Денис Шевченко, художник по свету – Антон Литвинов и ещё многие мастера, сотворившие это чудо. Эмоциональная включённость в происходящее возникает сразу, при первых звуках музыки Д. Шостаковича в исполнении камерного оркестра, расположившегося в глубине трёхъярусной сцены. А дальше начинается фантасмагория.

Над величественным фасадом крошечного Зимнего дворца, расположенных дальше домами возникают четыре кажущиеся гигантскими фигуры. Замотанные с головой в тёмные шали, они протягивают руки, словно покровительницы этого маленького мира, словно ангелы-хранители: тот, что взмыл на шпиле колокольни Петропавловской крепости, оповестив о дне рождения города, построенного на болотах; тот, что позже увенчал Александрийский столп на Дворцовой площади. И те, что на куполе храма Святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове и над лютеранской церковью Святого апостола Петра на Невском проспекте. Они спускаются ближе к зрительским рядам, от которых отделяет река. Медленно плывут по ней зажжённые фонарики, и ангелы бережно подносят их к тёмным окнам, в которых вспыхивает свет и оживает Вечность. То не поддающееся анализу, постижению понятие, что неразрывно связано с Временем, сохраняющим многое, но и забывающим или пытающимся перечеркнуть многое...

Ангелы, ставшие просто женщинами, смотрят на проплывающих над рекой маленьких, словно игрушечных, Медного всадника, перо поэта, ноты композитора, мольберт художника, топор Раскольникова, Нос и Шинель Гоголя, на другие с трудом различимые знаки того, что не исчезло бесследно, продолжает жить в глубинах памяти. Нашей в том числе. И это ощущение усиливается и эмоционально «разогревается» звуками музыки и прекрасными голосами Елены Веремеенко, Анны Комовой, Виктории Тихомировой, Лейлы Эгамовой. Но внезапно вихрем врываются в мелодичное звучание отрывки из оперы В. Дашкевича «Двенадцать» на строки А. Блока. Ангелы, набросив шинели, становятся ими, а потом, натянув красные косынки, превращаются в обычных девушек 1920–1930 х годов. Вылавливают из реки красные флажки и втыкают их в дома, под «Встречного» Д. Шостаковича маршируют, имитируют спортивные игры, на лицах сияют улыбки, на фасаде Зимнего дворца красным цветом пылают лозунги...

И в этот момент диссонансом звучит одно из едва ли не самых трагических стихотворений О. Мандельштама «Ленинград» на музыку В. Дашкевича в исполнении уникальной Елены Камбуровой, а по реке медленно проплывает чёрный автомобиль. Казалось бы, мы знаем о событиях тех страшных лет, но... эмоционально пережить до спазма в горле возможно только так. Захватывает и то, что начало войны (знакомые и всегда волнующие звуки Седьмой симфонии Д. Шостаковича!) в спектакле не нарочито, но очень сильно передано тем, что головные уборы женщин, превратившихся в медсестёр, скорее относятся к периоду Первой мировой войны, но одновременно они бережно перевязывают бинтами здания набережной, словно раненых бойцов Второй мировой. Подобная метафора повторяемости, неизбежности войн и разрушений – словно призыв к любым временам, к любым поколениям: как физически больно, когда проплывают по реке наспех сколоченные гробы, саночки с подобием гробов, зашитые в мешок трупы, просто люди, которых уже не в чем хоронить, распластанные на покрывшем реку ледяном покрове. И наступает момент, когда река становится красной от пролитой крови, а на женщинах окажутся чёрные платки...

А потом проплывёт по ней трамвай, мир начнёт преображаться: размотают бинты, почистят решётки набережных, на крышах домов появятся цветы, куклы-пупсы. Новое поколение, которому суждено жить в другое время. Но вряд ли оно будет безмятежным: проплывший по реке обитый красным бархатом гроб Сталина и цветы, цветы вслед за ним далеко не сразу, но неизбежно обернутся самыми разными событиями. И словно из глубин нашей сегодняшней памяти возникнут лица разных эпох: поэты, учёные, музыканты, режиссёры, связанные с Великим городом, под музыку гимна, написанного Р. Глиэром для балета «Медный всадник», а тихий голос напомнит нам эти имена.

Всё из тех же кладовых памяти возникнут вдруг строки Г. Адамовича, написанные после 10 лет эмиграции:

Тысяча пройдёт,

            не повторится.

Не вернётся это никогда. /

На земле была одна столица,

Всё другое – просто города.


Может быть, финал удивительного спектакля столь двойствен, и поэтому по реке медленно проплывает против течения кораблик с алыми парусами – символ сегодняшнего Великого города и вечной памяти о том, что навсегда остаётся в каждом из нас…

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Есть время для театра

    30.10.2025
  • Путешествие длиною в жизнь

    16.10.2025
  • В Мураново, к Олесе

    10.10.2025
  • Сирень расцветает осенью

    09.10.2025
  • Услышать звук колокола…

    24.09.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS