Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 декабря 2025 г.
  4. № 51 (7015) (24.12.2025)
Литература Проза

«Гипсовый Даня»: рассказ Александра Малькевича

27 декабря 2025

Александр Малькевич


Известный российский журналист и военкор, кавалер ордена Мужества Александр Малькевич – не только большой друг Херсонской области, но и её знаток. В сентябре в издательстве «Эксмо» вышла его книга «Несломленные», которая без преувеличений станет важным документом времени. Это рассказ о событиях в Херсоне летом и осенью 2022 года. Но – это книга документальная, а ещё Александр с этого года пишет и художественные рассказы о событиях (и людях) в зоне СВО. Причём пишет (и это ещё одна сенсация) новеллы, условно говоря, юмористические. То есть рассказывает о том, что действительно происходило, в совершенно новом, необычном для литературы о наших героях жанре. Предлагаем вашему вниманию один из таких его рассказов.

 

Военкор Даня был, что называется, заговорённый. Это я к тому, что в его биографии хватило бы материала на сериал, который снимать без привлечения дублёров и компьютерной графики было бы просто безответственно.

Вот – двадцать второй год. Сначала он прошёл через ад, имя которому – «котёл». В Харьковской области. Там же чудом выжил под обстрелом, когда их «Дастер» перевернуло ударной волной и он откопался из-под машины, как сурок, отплёвываясь от земли.

Потом был Херсон. В начале ноября 2022 года он выходил из города одним из последних, уже зная, что по окраинам рыщут ДРГ врага, а в объектив ему упорно лезло рыжее солнце осени, будто просясь на последний кадр.

А в начале лета следующего года была Новая Каховка. Ну или если проще и понятнее – трагедия на Каховской ГЭС. Страшный теракт ВСУ, погубивший более пятидесяти человек и 14 населённых пунктов.

Он тогда не просто снимал: бросал камеру в лодку и лез в мутную воду, вытаскивая старушку, которая цеплялась за ствол затопленной яблони, как за ангела-спасителя. Там много было историй, когда он метался по разлившейся водной глади среди гибнущих деревень в поисках людей и животных, которых можно было вытащить.

Он получил медаль «За отвагу». Без единой царапины. Чистый, девственный, можно сказать, экспонат для кунсткамеры военного везения.

И после всего этого его отправили в короткий отпуск в соседний с Херсонской областью Крым.

«Тебе бы, Даня, просто полежать на пляже, как кирпич», – сказал ему редактор. Даня кивнул с таким видом, будто в самом деле собирался провести неделю в горизонтальном положении.

Но Ялта, девочки в полосатых платьях, пахнущая морем и жареными мидиями набережная… Это был другой фронт. И здесь его подвела привычка к экстриму. Если в зоне СВО он всегда знал, откуда ждать опасность, то здесь она подкралась с самого неожиданного фланга – со стороны его собственного тщеславия.

Девушек было несколько. Это он потом уже путался в показаниях. То ли две блондинки, то ли одна шатенка, но очень уж смеялась заразительно. В общем, возникла необходимость совершить подвиг. Не тот, где спасаешь старушку из-под завалов, а тот, где спасаешь свой пошатнувшийся авторитет в глазах прекрасного пола.

Не могу не процитировать диалог из культовой советской комедии «Афоня»:

– Ты почему, Борщов, в фонтан-то полез? Что, жарко было?

– Из-за женщины...

– Что, тонула?

– Да не, мы шли в компании, она и сказала: «Слабо Вольдемару нырнуть?» Ну я и нырнул.

– А почему ты? Вот вечно тебе, Борщов, больше всех надо! Пусть бы Вольдемар и нырял!

– Так она меня Вольдемаром называла!..

Здесь было всё примерно так же.

То есть, поддавшись коллективному гипнозу, рождённому смесью крымского воздуха и всеобщего обожания, Даня вспомнил про «Неуловимых мстителей» (не зря же первый фильм любимой советскими детьми и взрослыми трилогии снимали вообще в районе Каховки). Да и действовали по сюжету юные красные партизаны как раз в степях Херсонщины.

Только вспомнил бедовый военкор, считавший себя заговорённым, совсем другую сцену (из другого фильма про «Неуловимых») – момент из «Короны Российской империи», где герой прыгает по Эйфелевой башне.

Эйфелевой башни в Ялте не было. Зато был парапет на набережной, высокий, облицованный камнем, и под ним – узкая полоска галечного пляжа.

«Смотрите, как надо!» – вероятно, крикнул он что-то в этом роде. В его голове это был изящный, кошачий прыжок, демонстрирующий абсолютный контроль над телом. В реальности это были короткий полёт и стремительное падение, завершившееся глухим, костным хрустом.

Так Даня, прошедший сквозь огонь, воду и медные трубы, был сражён на взлёте. Не шальной пулей, не осколком, а банальным законом всемирного тяготения, против которого даже его феноменальное везение оказалось бессильно.

Гипс на его ноге был белым и идеально чистым, как страница в его блокноте перед самым дурацким заданием. Говорят, когда его увозила «скорая», одна из девушек спросила: «А ты правда тот самый военкор?»

На что Даня, бледный, но не сломленный духом, пробормотал: «Теперь и военкор, и каскадёр. С переломом голени».

И почему-то казалось, что эта дурацкая гипсовая нога стыдит его куда сильнее, чем любой вражеский дрон.

Полгода. Полгода гипса, костылей и тотального, вымораживающего душу бездействия. Для человека, который привык обгонять снаряды, это было похлеще любого «мешка». Но Даня был Даня. Он не сдавался. Он пытался ходить, хромая и пыхтя, как паровоз с оторванными колёсами.

Конечно, в первые дни на Даню накатила удивительная тихая грусть. Тишина давила пуще града по крыше броневика. Но привыкать к новому состоянию он начал сразу, с характерным, как выяснилось, разгильдяйством.

Например, он угнал коляску. В больнице, понятное дело. Очень уж захотелось на улицу, а костылей ещё не выдали. Так что он, как заправский угонщик, катил свой колёсный экипаж по коридору, ловко огибая капельницы и тумбочки.

Ввиду тотального дефицита общения Даня начал подкатывать к медсёстрам. Если вы подумали о чём-то романтическом, то нет. Он буквально подкатывал на коляске. Просто поговорить. О погоде, о политике, о том, какой в супе сегодня был недосол. Сёстры смеялись, глядя на его кульбиты, и, кажется, это был его первый шаг назад к жизни.

Но в итоге пришли костыли. Верные, деревянные, выданные ему при выписке. Выглядели они скучно и уныло, как два обструганных полена. И было принято стратегическое решение – тюнинг.

Даня отжигал. Потому что иначе не умел.

Первой появилась надпись маркером: «Стопов и поворотников нет». Предупреждать же надо. Дальше – больше: «Меня боялся сам Флинт». Позже он даже специальный шеврон такой раздобыл. То есть не то, что не стеснялся своей «костяной» ноги, а бравировал ею. Попугая бы ему на плечо – и был бы вылитый Джон Сильвер из «Острова сокровищ», автор цитаты про Флинта.

Это был первый акт «отжига».

Затем он начал снимать сюжеты – прислонив костыли к стене, а камеру установив на штатив, который раньше служил ему опорой в куда более опасных ситуациях.

Акт второй – поездка в ноябре в Каховку, на ещё не зажившее место катастрофы, да на костылях – была идея так себе. Но тогда НАДО БЫЛО.

И знаете, что? Милые каховские бабушки, сами потерявшие всё, увидев его, хромающего журналиста, давали душевные советы. Одна, глядя на его гипсовую ногу, озабоченно сказала: «Сынок, чтобы пальцы не отморозить, тебе бы шерстяной носок надеть. Обязательно!»

Но всё это было прелюдией.

Настоящий медиазалп был произведён на журналистском конкурсе в декабре. В Ростове-на-Дону.

Дане вручали приз за тот самый репортаж из-под Каховки. И картина была, что называется, хрестоматийная. Он вышел на сцену, опираясь на костыли, в строгом пиджаке. Нога в гипсе, торжественно-неповоротливая, как белый памятник ему же самому. А на лацкане пиджака – та самая медаль «За отвагу».

Зал ахнул. И тут же взорвался овациями. Люди встали. Все. От седовласых мэтров пера до юных корреспондентов. В их глазах читалось одно: вот он, Герой. Искалеченный, но не сломленный. Прошедший ад и дошедший до них, чтобы получить заслуженную награду. Они аплодировали не только его работе, но и его ране. Той самой, которой не было.

Ситуацию, как мог, пытался разрядить глава Херсонского Союза журналистов – человек, как и Даня, приезжий, с чувством юмора и знавший (видимо, единственный) обстоятельства «ранения». Он помогал Дане выйти на сцену, бережно поддерживая под руки и громко шутил: «Видите, поднимаем херсонскую журналистику».

Даня, бледнея под софитами, пытался что-то сказать в микрофон, но слова тонули в громе аплодисментов. Он видел слёзы на глазах у женщин и суровое, понимающее выражение лиц у мужчин. Это была самая неловкая и в то же время самая триумфальная минута в его жизни. Он чувствовал себя гениальным аферистом, которого по ошибке возвели в ранг святого.

Но настоящий шедевр он явил миру под Новый год. Тоска по активной жизни достигла пика. И Даня решил, что, если уж он не может танцевать, то его костыли – будут.

В канун праздника он явился в редакцию, превратив свои средства передвижения в арт-объект. Они были не просто обмотаны мишурой. Нет. Он купил гирлянду на батарейках и с инженерной точностью, достойной сапёра, оплёл металлические опоры мерцающими разноцветными огоньками. Включил – и пошёл по коридорам.

Это было нечто. Шелест мишуры, цокот костылей по линолеуму и радужное сияние, озарявшее его путь. Русский Дух, да. Тот, что не сломать ни гипсом, ни бюрократией, ни скукой. И чувство юмора, конечно. Без него здесь было никуда.

Коллеги смеялись до слёз. Кто-то хлопал его по плечу, кто-то пытался сфотографироваться с «ёлочкой». А он, сияя ярче своих гирлянд, хромал по офису и поздравлял всех. Он создавал праздник. Потому что понял: самая большая победа – это не когда тебе аплодируют, приняв за раненого героя. А когда ты, сломав ногу на ровном месте, находишь в себе силы украсить собственные костыли. Просто, чтобы людям вокруг стало веселее.

В воздухе тем временем пахло мандаринами и хвоей (хотя в этом случае это был ароматизатор). Приближался Новый год. И Даня на своих разукрашенных костылях чувствовал, что потихоньку возвращается в строй. Не в тот, где свистят пули, а в тот, где живут люди. Где советуют надеть шерстяной носок и верят, что тебя боялся сам Флинт. 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Содружество литератур

    26.12.2025
  • Спасите Китеж!

    26.12.2025
  • Главные литераторы рокового десятилетия

    25.12.2025
  • Живой струп

    25.12.2025
  • Устаканить новогоднее расписание

    25.12.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия ЛГ рейтинг Поэзия Дагестана Книга месяца от Анны Матвеевой Четвертое дыхание Во все колокола
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS