Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2024 г.
  4. № 12 (6927) (27.03.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Главное – не подвести

30 марта 2024

Дмитрий Артис. Дневник добровольца. – М.: Яуза-каталог, 2024. – 368 с. – 4000 экз. – (Военная проза XXI века).

Это был второй дневник о войне. Первый я читала ровно 20 лет назад – мне дал его Геннадий Исаакович Беленький, отвоевавший всю Великую Отечественную, на которую ушёл, едва успев окончить МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского. Я читала, как он, лейтенант, командир противотанкового взвода, жил с бойцами на передовой в землянке под насыпью железной дороги, как штурмовал Сталинград, как дошёл до Кёнигсберга… Скупые строки дневника глубоко проросли в моём сердце.

Беленький умер в 95 лет – в начале зимы 2014 года. К счастью, он не узнал, что мир, за который он воевал, был разрушен новыми фашистами.

И вот в моих руках вновь военный дневник. «Дневник добровольца», написанный не в середине XX века, а только что – в 2023 году.

Для вызревания прозы нужно время. Годы, иногда десятилетия. Но дневник – особый жанр, он черпает факты и образы из бурлящего котла жизни.

О том, как «на войне живут бойцы», пишет Дмитрий Артис – скупо, деловито, нежно, трогательно, жёстко, порой хлёстко, запальчиво и мудро – живой человек. Человек из поколения «книжных детей, не знавших битв», бывший на гражданке человеком театра, становится воином, бойцом.

Между дневниками Беленького и Артиса – глубинное сходство. Сдержанность, соединённая с великим гуманистическим началом, даёт то самое чувство общности – узнаваемое и драгоценное.

И Беленький, и Артис рассказывают о своих сослуживцах: оба видят эпоху не только как участники, но и как исследователи, пытающиеся понять что-то главное – для себя и страны. У обоих авторов русские воины не обязательно русские по национальности.

Много строк у Дмитрия Артиса посвящено… еде. Иногда товарищи на отдыхе устраивают себе пир и готовят рыбу, иногда – на боевом задании – делят один сникерс на всё подразделение, как Беленький под Сталинградом – один сухарь на весь взвод.

Оба автора радуются улучшениям на фронте: Беленький – тому, что к концу окружения фашистов под Сталинградом появились наши самолёты, которых почти не видно было летом 1942 года, Артис – тому, что «птичников» всё больше и они делают успехи.

Беленький оказался на фронте в 23 года. В окопах он читал бойцам «Василия Тёркина», а вернувшись, стал учителем литературы, затем доктором педагогических наук. Он предложил ввести в школьную программу «Василия Тёркина» и поэзию Блока, которую особенно любил.

Читая записи Дмитрия Артиса, я нисколько не удивляюсь, когда Дмитрий пишет о томике стихов Блока – единственном взятом им трофее.

Многие ведут дневники, но не у всех личные записи перерастают в явление художественной литературы. Что же выводит книгу Артиса на этот уровень?

Использование всего арсенала жанров, которые возможны для коротких записей. Мы находим и скупые сводки достижений и потерь, и анекдот, и драматическую сценку, и комический сюжет, и сюжет для повести, и диалог для пьесы театра абсурда, и пейзажный этюд, и лирическую зарисовку, и философское размышление – к примеру, спор с Экклезиастом. Важным оказывается мотив общения с живыми тварями – с божьими коровками, мышами, собакой, котятами Трёшкой и Рыжим.

Всё вместе это выводит на проблематику – а проблематика у «Дневника…» философская, экзистенциальная: зачем мы есть? в чём смысл жизни?

И воин с оружием в руках отвечает: смысл жизни – в любви.

Правда у Дмитрия Артиса – в точных деталях, во внимании к людям и в отсутствии того ложного пафоса, который заставляет морщиться и сразу рождает недоверие. Притом, описывая непритязательные детали фронтового быта, автор не уходит в отталкивающий натурализм. Это происходит именно потому, что натуралистические моменты не являются самодовлеющими, всегда ощущается соразмерность, иерархичность: автор никогда не теряет из фокуса главного – образа воина-защитника.

Герой не всегда бодр и весел. Он испытывает тревогу и даже апатию, ему бывает холодно и больно. Но главное – не физическое состояние, а внутренний настрой. Потому часто на страницах дневника появляется ремарка: «Смеюсь».

События развиваются по законам драматургии: сначала герою достаётся нести караул в тыловом расположении, затем он отправляется на боевое задание, смены становятся всё напряжённее, сложнее, длиннее. Последнее боевое задание оказывается самым сложным: герой в качестве командира подразделения без ротации проводит на «Драконе» 30 дней...

Дмитрию Артису 50 лет. Он вглядывается в себя: книжный мальчик преодолевает свою книжность, становится цельным, сильным мужчиной. Он может назвать месяцы на войне самыми счастливыми в своей жизни: время обретения самого себя, причащения к великому смыслу. Время встречи с людьми, которые так же, как он, справились, не подвели. Не подвели кого? Может быть, того, кто в 1942 году в мёрзлой степи под Сталинградом выцеливал из пулемёта фашистов.

«Дневник добровольца» Дмитрия Артиса – крупное событие в современной отечественной литературе. Вместе с поэтическими сборниками, книгами военных корреспондентов, повестью Андрея Лисьева «Не прощаемся» и другими изданиями – это шаг к осмыслению трагических и великих событий нашего времени.

Ольга Ерёмина

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS