Тритоновы очки: сказки / Игумен Варлаам (Борин). – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2023. – 272 с., ил.
Аннотации к этой симпатичной книге называет «Тритоновы очки» книгой, которая идеально подойдёт для семейного чтения. Сказки, собранные автором под одной обложкой, действительно, адресованы не только детям, но и родителям. И порой какая-то из сказок с ее вторым планом, понятным именно взрослым, превращается в притчу — причем, что ценно, в притчу с современными реалиями, но с тропинками, ведущими к вечным смыслам. Именно взрослый узнает в Главном Рыбаке Иисуса Христа («Поплавок»), а в Повелителе мух («Мухи и мухобойки») персонифицированную злую силу, вспомнив знаменитый тяжелый роман Уильяма Голдинга. Взрослому будет понятен смысл эгоистичной, «вампирической» любви («Ах, ловилка!) и обратная сторона слишком сильной любви родительской («Карманный человечек).
Впрочем, есть слой и в этих сказках, понятный ребенку, которого не удивит, что разговаривают неживые предметы, ссорятся и мирятся насекомые или растения, поскольку дети еще не отделены от целого, от мира единого. Они легко могут представить, что какая-то «длинная дюралюминиевая трубка» мечтает стать стрелой и взлететь в небеса («Надежная опора»), их обрадует, что, став лыжной палкой, эта трубка стала нужной. Вообще тема нужности и полезности, наверное, в книжке одна из самых звучащих: от своей ненужности в будни страдает Церковный фонарь в одноименной сказке, страдают и другие персонажи. Они становятся счастливыми, если оказываются кому-то полезными. Самое трудное и желаемое для героев сказок — преображение через преодоление своих отрицательных чувств, разъединяющих с миром единого. Так потерявший «очки любви» маленький Тритончик («Тритоновы очки») стал утверждаться «в дурных мыслях», и только, когда «Отеческая любовь Царя Природы — самая чудотворная сила в мире — начала действовать» душа Тритончика преобразилась и к нему вернулась любовь.
Так ненавязчиво, мягко автор учит христианской любви к ближнему, умению прощать недостатки, смирять гордыню, видеть смысл в доброте и дружественности. И предупреждает: прекрасное чувство принадлежности всему миру, когда красота мира отражается в душе, можно потерять, если дать возможность проникнуть в душу «Капли зависти» («Странствия капли»). Потому что самая малая частичка зависти способна увеличиться «словно на дрожжах» и стремительно превратиться «в Каплю ненависти», захватывая сердца. Так захватило зло молодого солдатика, искажая его судьбу, лишая ее надежды. Спасает его «отважная Капля»: оказавшись в душе юноши, она «стала увеличиваться, расширяться во все стороны и превратилась в огромную, размером с само сердце, Каплю любви». Заканчивается сказка «Странствия капли» аккордом радости: «Наша Капля упала в океан и слилась с тысячами тысяч других таких же, как она, капель, чтобы среди сродных ей душ не исчезнуть никогда (…) Это был Океан Любви». Возможно, автор, скромно затерявшись среди своих маленьких героев, приоткрыл читателям вехи своего собственного духовного пути, используя язык сказки.
Иногда сказочник чуть назидателен, но его учительство легкое, вплетенное в образную ткань повествования. «Если мы стремимся жить в плоскости добра, которая простирается над плоскостью, где творится зло, — объясняет он, — то зло нас особо и не касается. Если же плоскости где-то пересекаются (а это происходит, как правило, в нашем сердце), боль и страдания неизбежны… Посмотри на Бабочку. Она порхает, перелетает с цветочка на листочек, никому зла не желает» («Паук-крестовик»). Паучок из этой сказки не совсем обычен — он очень хочет освободиться от своей «паучьей сущности»: «Паучок и раньше не мог равнодушно смотреть, как трепыхаются насекомые, запутавшиеся в его паутине. Он поскорее выпускал хоботок с ядом, чтобы жертва не мучилась. Но теперь он решил отказаться от хищнического образа жизни».
Мне кажется, эти сказки многому могут научить детей, исподволь, с помощью необычных сюжетов и героев. Так маленькая девочка, будущая хозяйка дома, узнает, что самые простые кухонные вещички могут обидеться на невнимания к ним («Губка»), лишь «в добрых и заботливых руках» обычные предметы оживают, потому что им достается «капля любви». А маленький мальчик поймет, что настоящая дружба делает даже соломенный дом самым крепким жилищем («Три поросёнка, три дома»). Автор берет сюжет известной сказки, переносит его в наши дни и, сохраняя главную мысль, делает ее более выпуклой. Дружба с добрым существом меняет не только жизнь того, кому повезло найти хорошего друга, но и его самого. Характер цветка («Анфир») изменило общение с пчёлкой: Анфир «захотел со всеми быть в добрых, доверительных отношениях, со всем миром».
Общение не должно поглощать душевное и физическое пространство друга («Шоколадный человечек»), от каждого оно требует самоконтроля, работы над собой, стремления к чистоте помыслов: «нужно каждому человечку обрести внутреннее молчание. Ведь когда нет ни тягостных мыслей, ни пустопорожних переживаний, шоколад восполняется сам собой...». Все раздоры уходят, все различия между героями стираются, если научиться смотреть на того, кто рядом, сквозь невидимые «очки любви». Вот и Нитка с Иголкой («В швейной мастерской») «преодолевая недовольство собой, друг дружкой и окружающими, учились жить в мире и согласии, проникаясь неизменной любовью Швеи и разделяя её со всеми обитателями мастерской. Со временем они все стали друг другу родными».
В аннотации подмечено главное: «Герои этой книги очень разные, но всех их объединяет возможность духовного перерождения, нравственного озарения, некоего прозрения».