Да и могло ли быть иначе, если во все века жизнь русской деревни подчинялась цикличности: зима–весна–сенокос, жена–соседка–сеновал,три товарища–магазин–околица...
Годъ Лошадi – главный праздник на Руси. Когда он наступал раз в двенадцать лет, его символу оказывали особое почтение. Весь этот год подвыпившие крестьяне били своих норовистых кобыл не как обычно – оглоблей, а уважительно – дрыном из ограды. В случае неурожая крестьяне затаскивали лошадей на крыши изб, где они могли прокормиться свежепокрытой соломой. Кстати, отсюда пошла традиция ставить на крышах деревянных коньков. Вообще лошадей в этот год берегли: женщины из селений собирались в табуны на околице и останавливали всех коней на скаку, чтобы те не утомились. А со всадниками на руках входили в горящие избы.
Мужики в годъ Лошадi особенно любили ходить в ночное, чтобы подглядывать за купающимися лошадьми и девками (а то в дневном за такое могли и накостылять). Именно эта традиция подсказала С.М. Будённому идею собрать мужиков в большой эскадрон, чтобы была возможность не только подглядывать, но и обсуждать увиденное с обширным кругом товарищей. Правда, поначалу лошадей не хватало на всех будённовцев, и многие скакали без лошадей, весело смеясь над оторопевшими беляками. Отсюда пошло выражение «заржал, как жеребец».
Годъ Лошадi нашёл отражение в изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить созданные именно в этот год бессмертные полотна Петрова-Водкина «Купание бело-красно-синего коня», М. Горбачёва «Купание Бориса Николаевича Ельцина», Б. Ельцина «Купание Коржакова», а также конные статуи Юрия Долгорукого (в первоисточнике – Долгогривого) и Медного всадника.
Любовь к году Лошадi органично перешла в нашу культуру. Достаточно посмотреть, как скачет по сцене певец Газманов, как перетянут сбруей певец Расторгуев… Либо просто поглядеть на одну известную певицу или на другую телеведущую, чтобы убедиться в этом.
Итак, годъ Лошадi мчится, ржёт. И главное для россиян в этот год – не отбросить копыта. Ведь, по выражению Маяковского, все мы немножко лошади. А овёс-то нынче недёшев!