Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 декабря 2024 г.
  4. № 50 (6964) (18.12.2024)
Литература Библиосфера

Голос насовсем

Многотомный памятник автору

19 декабря 2024

В петербургском издательстве «Симпозиум» в уходящем году вышли сразу четыре небольших сборника Самуила Лурье: «Свобода последнего слова» – предисловия и послесловия к книгам других авторов, классикам и современникам: Иосиф Бродский, Л. Пантелеев, Лидия Чуковская, Мирон Петровский, Евгений Шварц и др.; «Сказка на ночь» – новеллы и литературные портреты, опубликованные в своё время в журналах: Надсон, Тютчев, Алексей Константинович Толстой, отечественные и современные художники; «Короткой строкой» – рецензии в журнале «Звезда» в 2012–2013 годах; «Колонки редактора в журнале «Полдень. XXI век» (название полностью отражает содержание).

«Даже страшно подумать, насколько, например, тот же я был бы ещё глупей, не попадись мне в 1960 году сборник: «Научно-фантастические рассказы американских писателей»… Там была «Детская площадка» Рэя Брэдбери. Текст ни разу не научный, ничуть не фантастический. В нём просто содержалась мысль, которая не приходила в голову ни мне и никому другому. И эта мысль была несомненно, неотразимо истинна. И передать её иначе как средствами этого краткого и негромкого рассказа – не представлялось возможным. Собственно, текст состоял из вещества Истины – которое сам же и создавал. Нестерпимо холодный кристалл нестерпимо яркого света.

Истина была печальна. Понимать, что чувствуешь её (или чувствовать, что понимаешь), – было похоже на почти счастье».

По большей части это тексты, написанные на случай, на заказ, но Самуил Лурье, как известно, каждую свою вещь, даже самую «прикладную» и «служебную», даже литературную подёнщину, которую нужно сдавать к определённому сроку и дедлайн на порядки важнее качества, изготавливал, всякий раз интенсивно вкладываясь эмоционально, интеллектуально, физически, как самую настоящую прозу.

«Жизнь увлекательна, притом необъяснима; тем и увлекательна, что взывает к разгадке, – которая, стало быть, где-то пребывает, таится – в глубине мира или с обратной, невидимой его стороны; это так называемый смысл всего, один на всех, как и само мироздание; на него намекают бесчисленные соответствия (всё же не исключено, что мнимые), удивительная слаженность частей, частиц; наподобие критской письменности, жизнь в принципе поддаётся дешифровке, – но нет ключа, или каждому исследователю мерещится свой; отличие от научной проблемы – в цене вопроса: если эта комбинация знаков всё-таки, вопреки вашей интуиции, не содержит никакого сообщения, ваша личная судьба (и чья угодно) – всего лишь пустая и глупая шутка; нет, хуже – пытка: нет тоски невыносимей, чем тоска по смыслу, которого нет; а так увлекал…»

Перечитывая помещённые в эти сборники тексты, один из давних знакомых С.А. Лурье заметил, что буквально слышит его голос, физически ощущает паузы, интонацию, тембр. «Мистика!» Поразительно, как всегда у Лурье, но в данном случае неудивительно: ведь задача всякого автора, напоминал Самуил Аронович начинающим литераторам в лекциях по технике текста, также изданных в своё время «Симпозиумом», – услышать свой голос и говорить им. Вот мы этот голос и слышим. Лурье учил тому, что прекрасно знал и умел сам.

Как сформулировал его alter ego С. Гедройц в одной из рецензий, «небыкновенно умеет человек так расставить слова, сочленить и повернуть, чтобы в них вошёл голос и остался насовсем».

Собственно, каждый текст С.А. Лурье, от небольшой почеркушки в несколько абзацев до романа «Изломанный аршин», на который ушло несколько десятилетий бесплатного, безвестного, безнадёжного, бескорыстного труда, и есть тот самый запечатлённый ни на кого не похожий голос. Собственно, поэтому даже самые злободневные его тексты не устаревают, как не устаревают записи великих музыкантов.

Сегодня усилиями издательства «Симпозиум» практически всё, напечатанное С.А. Лурье в периодике, собрано и вышло в виде книг – получился такой многотомный памятник.

А есть ещё практически готовый сборник публицистики Самуила Лурье, его колонки, печатавшиеся в петербургской прессе («Дело», «Невское время», «Зона закона», Хроника»). Даст Бог, доживём и до его выхода. Как говорил другой известный автор, будем мы живы – будем и веселы.

Сергей Князев

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • Будем рады видеть вас на фестивале!

    04.06.2025
  • Терпеливая планета

    04.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    04.06.2025
  • Маленький принц

    04.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS