Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 февраля 2025 г.
  4. № 6 (6970) (12.02.2025)
Культура

Голос непокоренного Ленинграда

Январский показ оперы «Мазепа» Мариинский театр посвятил 120-летию Софьи Преображенской

04 февраля 2025
Мазепа фото Наташи Разиной (2023 г.) © Мариинский театр

В ушедшем от нас 2024 году оперный мир чествовал Елену Образцову, которой исполнилось бы 85. Наступивший 2025-й ознаменован столетием со дня рождения другой советской примадонны – Ирины Архиповой. Обе певицы – легенды нашего недавнего прошлого, их искусство еще очень живо в памяти современников, многие из нас имели счастье видеть и слышать этих великих певиц в Большом театре, на других сценах страны и мира. Однако есть в истории отечественного оперного театра и другие, не менее значительные имена, память о которых, к сожалению, уже не так ярка – стремительно бежит время, уходят поколения тех, кто мог соприкоснуться с искусством звезд довоенной или послевоенной поры.

Mазепа фото Наташи Разиной (2019 г.) © Мариинский театр

Одно из таких ярчайших имен уже теперь далекого прошлого – народная артистка СССР Софья Петровна Преображенская, многолетняя примадонна Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинского), которой осенью прошлого года исполнилось бы 120. «Её голос — сильный, глубокий и несколько грустный — придает русским романсам неповторимый шарм, а в театре со сцены звучит властно и драматично. Представительница ленинградской вокальной школы, эта певица принадлежит к тем артисткам, которые умеют заставить слушателя и плакать над горькой судьбой покинутой девушки, и смеяться над неумелым гаданием, и мстить надменной сопернице», - один из многочисленных восторженных отзывов об искусстве Преображенской. «Проникновенный голос, полный драматизма и глубины, волновал сердца слушателей и в голодную пору Гражданской войны, и в жуткое время ленинградской блокады. Софья Петровна служила своему зрителю самозабвенно и щедро, не стремясь к внешним проявлениям признания и славы. Когда начинала петь Преображенская, в зале все замирало. Ее глубокое меццо-сопрано, исполненное то внутренней силы и страсти, то чувственности и волнения, таило в себе некое волшебство, завораживающее вместе с тем правдивостью и искренностью», - еще одно свидетельство невероятного искусства большой артистки. Неслучайно чествование артистки театр приурочил к памятным дням снятия блокады Ленинграда – Преображенскую, отказавшуюся эвакуироваться и постоянно выступавшую в осажденном, но непокоренном городе, по праву можно назвать голосом великой столицы.

Мазепа фото Наташи Разиной (2023 г.) © Мариинский театр

За более чем тридцать лет служения первой ленинградской оперной сцене Преображенская спела здесь весь репертуар для меццо-сопрано – ее безграничные вокальные возможности позволяли давать новую трактовку классическим партиям русского и зарубежного репертуара, творить впервые образы в новых советских операх. В сегодняшнем репертуаре родного для певицы Мариинского театра немало опер, в которых она блистала, где была главной героиней – «Аида», с которой она дебютировала, или навсегда вошедшие в историю отечественного театра такие ее работы как «Хованщина» или «Орлеанская дева». Но было решено памяти певицы посвятить спектакль «Мазепа», в котором ее партия – Любови Кочубей – вроде бы и не самая главная, заметно уступающая по объему вокального материала титульному герою, его несчастной возлюбленной Марии или противоборствующему Мазепе Василию Кочубею. Но такому решению есть логичное объяснение.

Мазепа Преображенская С. (Любовь) фото-Э. Лесов (1950 г.) © Мариинский театр

Постановка 1950 года режиссера Ильи Шлепянова и художника Александра Константиновского, до сих пор сохраняющаяся в театре (была бережно восстановлена в 2009-м Юрием Лаптевым), это тот самый спектакль, в котором пела Преображенская – образцовый символ сталинской оперной эстетики. А, кроме того, по свидетельству очевидцев, для Преображенской не было ролей второго плана – каждый ее выход на сцену был событием. «Великая “титаническая певица”, примадонна Кировского театра забирала на себя все внимание, поэтому функция героя в постановке Шлепянова переходила не к Кочубею (он был скорее мучеником), а к его супруге – Любови», - пишет современный исследователь Дмитрий Изотов. После премьеры 1950 года критик Л. Энтелис замечал: «Слушая ее голос, видя, как жизненно правдиво выражаются на ее лице, в движении рук, во всей фигуре мельчайшие изменения душевного мира несчастной жены Кочубея, забываешь об условности оперного искусства». Другой критик А. Богданов-Березовский констатировал: «Ее голос образно передавал эмоции мести, энергию действия, выделяясь на фоне вокальных ансамблей». Ему вторит оперный певец С. Левик: «В какой-то момент перестаешь верить, что Кочубей готовит заговор: главной движущей силой становится Любовь».

Мазепа фото Наташи Разиной (2023 г.) © Мариинский театр

Соответствовать масштабу такой легендарной певицы – задача непростая. Мариинский театр поручил партию Любови в юбилейном спектакле своей лучшей меццо Екатерине Семенчук, певице с исполинским голосом и яркой актерской харизмой. Но и весь состав спектакля отличало высокое качество. Коварного гетмана спел один из лучших баритонов мира Владислав Сулимский, создав образ емкий и многоплановый. Блистал мастерством прославленный бас Владимир Ванеев в партии Кочубея. Прекрасной дикцией запомнился другой бас – Михаил Колелишвили в партии жестокого Орлика. Инаре Козловской особенно удались лирические фрагменты партии Марии – в финальной сцене помешательства героини она была неотразима. Хор и оркестр Мариинского театра под водительством Валерия Гергиева нарисовали мощную колоритную фреску из петровских времен – полную драматизма и одновременно яркой поэтичности.

Александр Матусевич

Мазепа фото Наташи Разиной (2023 г.) © Мариинский театр
Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS