Возвращаться – плохая приимета?
Конечно, первое, что «на новенького» поражает, это реклама. Кажется, её стало гораздо больше. Она бесцеремонно вторгается в тела передач, раздирая их на куски. Когда качественный сериал (например, «Неподкупный» на «России 1») внезапно прерывает жизнерадостный сексуально озабоченный пенсионер: «А что, а вдруг?», в ящик хочется швырнуть гранату.
Но к свежей крови.
Сергей Минаев, который вёл программу «Право знать» на ТВЦ, вернулся на НТВ – в воскресную программу «Большинство». «Право знать» теперь ведёт хорошо зарекомендовавший себя в качестве эксперта, в течение года регулярно появлявшийся на центральных теле- и радиоканалах политолог Дмитрий Куликов. Он привлекал внимание эмоциональной аргументацией, яростной полемикой с гостями с Украины, которые щедро (многие полагают, что чрезмерно) представлены в российском эфире, и необычным голосом. Чтобы понять, каков он в роли ведущего, одного-двух эфиров мало, но уже понятно, что он обладает редким даром – слушать гостей и не прерывать их на полуслове. Очень часто, к сожалению, от некоторых ток-шоу остаётся в памяти только фанаберия ведущего, а чему была посвящена программа, и не вспомнить.
Абсолютно неожиданная новость от «России 1»: Дмитрий Киселёв будет вести программу «Знание – сила». По-видимому, это телевикторина, аналог программы Диброва «Кто хочет стать миллионером?».
Вернёмся на НТВ, где нововведений больше всего. Ушла «Итоговая программа» Кирилла Позднякова, вместо последней появилась «Точка», её «ставит» долго остававшийся без работы Максим Шевченко (он стал широко известен благодаря ток-шоу на Первом «Судите сами» и «В контексте»). Чем принципиально отличается «Точка» от других воскресных итоговых программ, покажет время.
Оттенки женского
НТВ парадоксальным образом испытывает приязнь не только ко всякого рода хипстерам, но и к классической женской красоте – последнее нельзя не приветствовать. Ведущая информационных программ Ольга Белова впервые обратила на себя внимание тем, что во времена «захвата» НТВ в отличие от многих коллег осталась на канале и продолжала хладнокровно вести информационные эфиры. Тогда её обвиняли в предательстве и продажности те, кто сейчас при малейшей возможности с энтузиазмом предаёт и продаёт Россию. Этой привлекательной женщине поручено вести субботнее информационное шоу «50 оттенков. Белова». Единственное, что в «Оттенках» смущает, это их продюсер Вадим Такменёв – как бы он не заразил шоу глумливым парфёновским пофигизмом, рецидивы которого нет-нет да и проявляются в его «Центральном телевидении». Продюсер, рекламируя этот «женский» проект, говорил о его уникальности, забыв, наверное, что женщины на Руси издавна вели ток-шоу. И это не только Светлана Сорокина и, прости господи, Ксения Собчак.
На канале «Россия 1» ведущей в проекте «Вести.doc» стала тоже женственная, ненавидимая либеральными критикессами Ольга Скабеева – и голос у неё якобы противный, и причёска допотопная, и манера говорения слишком агрессивная. В дебютном эфире, в котором демонстрировался и обсуждался фильм об Эдварде Сноудене, она показала себя хорошо. И фирменная напористость Скабеевой очень пригодилась, ведь модерировать пришлось самого Владимира Вольфовича. Он же удивил, нет, не тем, что всех перекрикивал, а убийственной позицией в отношении Сноудена: тот-де предатель, поссорил Россию с США, и за это его нужно беспощадно обменять на наших сидельцев, похищенных ЦРУ. Растерялся называвший себя другом Сноудена адвокат Кучерена, потерял дар речи американский завсегдатай российских эфиров Майкл Бом, которого лидер ЛДПР перещеголял в ненависти к разоблачителю спецслужб США, и только Скабеевой удалось укротить «взбесившегося льва политического цирка», как называют Жириновского его враги. Так что наши женщины могут вести передачи любого формата. Вот ещё и Лолита Милявская, которая лет десять назад вела рейтинговую программу «Без комплексов», возвращается на НТВ. Её новое ток-шоу будет скромно называться «Лолита».
Как зверь завоет...
На Первом канале блюд со свежей кровью в меню политического эфира пока нет. Кровь есть в развлекательном. Но какой свежести?
В стартовавшем недавно четвёртом сезоне проекта «Голос» наконец-то обновился состав наставников. Многих он страшно разочаровал. Интернет зашипел, забулькал едкими комментариями. Бессменным оказался только Александр Борисович Градский, который восседает в кресле подобно Ивану Андреевичу Крылову на Патриарших, как памятник самому себе. Некоторые новые наставники самонадеянно поклялись победить вокального баснописца, то есть добиться того, чтобы именно их избранники стали в итоге лучшими. Кто же эти гордецы?
Место Пелагеи заняла Полина Гагарина, неустанно продвигаемая Первым каналом. У её предшественницы, с малых лет поющей на лучших площадках России, были какая-то теплота, русско-народная изюминка, смешливая эмоциональность. У Полины только холодноватая красота и имитация непосредственности. Вместо прославленного победителя Евровидения Билана появился никому не известный, но, как говорят, страшно популярный среди молодёжи рэпер по кличке Баста (Василий Вакуленко). Однако на специалиста по вокалу он похож очень мало, скорее на лукавого гаишника или качка-вышибалу.
Но больше всех озадачили явление и поведение в проекте Григория Лепсверидзе (Лепса) – с кем только его не сравнивали злые блогеры: и с котом Базилио, который свои внезапные извержения выдаёт за изощрённый вокал, и... даже не буду говорить с кем, чтобы не обидеть многочисленных поклонников «Рюмки водки на столе». Но чему эти трое могут научить? Выть, наговаривать американский рэп, уметь нравиться Первому? Мы уже сталкивались с тем, что некоторые конкурсанты, на свою беду, пели лучше наставников.
Впрочем, недооценивать продюсеров канала не стоит – посмотрим, что они придумают. Есть также слабая надежда, которая многими высказывалась и никогда не воплощалась в жизнь, что конкурсанты наконец будут петь преимущественно по-русски и на языках народов России, а не закармливать нас суррогатами англоязычной попсы. Отважатся ли Первый на такие «ответные санкции»? Канал «Россия 1» в аналогичном проекте «Главная сцена» отважился, там будут петь по-русски, а Александр Розенбаум, например, однозначно высказался против «западопоклонства».
Классика жанра
«Эрик Портер, Найри Доун Портер, Сьюзен Хэмпшир – в «Саге о Форсайтах» Джона Голсуорси...» – так незабываемо, торжественно и вместе с тем очень по-домашнему начиналась когда-то каждая серия экранизации романа британского классика. Спасибо «Культуре» за показ этого замечательного чёрно-белого 26-серийного фильма, но... Он переозвучен! Теми, кто обычно дублирует весь поток иностранного мыла. Да, профессионально, однако это не то – такая «свежая кровь» в «хорошо забытом старом» не приживается.
В 1970 году вся страна приникала к телевизору не только потому, что фильм был очень хорош, но и потому, что озвучивал его выдающийся артист Николай Викторович Александрович – все роли, и женские, и мужские, передавая тончайшие нюансы, создавая даже иллюзию, что роман написан на русском и английские актёры говорят по-русски. Так наши великие поэты переводили стихи иностранных, и у них получалось часто лучше, чем в первоисточнике. Благодаря голосу актёра, его растворению в материале, его такту и мастерству миллионы подростков, подпавших под его обаяние, побежали в библиотеки и стали читать, и не только Голсуорси...
Ну почему сегодняшнего зрителя, в первую очередь юного, лишили этого симфонического, конгениального классике голоса? Те, кому положено, чего-то не чувствуют, не слышат?
К сожалению, подобного НЕСЛЫШАНИЯ очень много не только на ТВ.