Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 августа 2023 г.
Литература

Голоса нашего времени: миссия невыполнима

04 августа 2023

Мишель Уэльбек. Уничтожить. – М.: АСТ, 2023. – 640 с.

 Уэльбек – писатель массовый, но элитарный. К нему всегда было много вопросов, но его ценили, уважали, никогда не лишали пристального внимания. Он мог быть близким или совсем чужим автором, но по умолчанию – большим писателем. После выхода романа «Уничтожить» я сделала окончательный вывод, что Мишель Уэльбек – самый значительный из ныне живущих современных писателей.

Французы любят глаголы, точнее, инфинитивы. И для перевода на русский язык, особенно если речь о названии, это проблема. Русское сознание лучше воспринимает существительные и прилагательные.

В глаголах – действие, в инфинитивах – практически руководство к действию. А в существительном есть нечто обтекаемое, необязательное, без директивности. Представьте, что фильм «Убить Билла» назывался бы «Убийство Билла». Убить – значит убить. А убийство – ну, вроде как ещё посмотрим.

Никаких посмотрим в романе Уэльбека нет, и книга его не портрет новейшей цивилизации, не страх того, что её могут уничтожить, а скорбное, полное любви и боли, неистовое желание избавиться уже наконец от этого маразма.

В 2027 году человечеству угрожает неуловимая террористическая организация. Тем временем во Франции готовятся президентские выборы, и главный герой с говорящей фамилией Резон, советник министра экономики, оказывается в зоне катастрофического дискомфорта. Его отца разбивает инсульт, соответственно, семейные проблемы становятся на тот же первой план, что и гибель цивилизации. Кто угрожает? Никто не знает. За что угрожают? С одной стороны – мы не знаем, с другой, как показывает рассказчик, – за всё. За то, что мы предали себя настоящих, отдались виртуальному миру, рекламе, попсе, деньгам, бессмысленному потреблению, бессмысленным картинкам, тупой попытке доказать и оправдать собственное существование. Мы продали свои мозги, а заодно и сердце. Нас по-сартровски тошнит от жизни, а мы продолжаем вести себя как в романе «Норма». Каждому надо сожрать свою – уже теперь неимоверную – порцию. И у каждого замылен взгляд. Шоры. Так всё и закончится, мы же всё равно умрём – от инсульта в родной постели, от сердечного приступа по дороге с работы, от тяжёлой долгой болезни, подхваченной в отпуске. Так почему не от рук фанатиков-хакеров, которым мы сами отворили двери? И неважно, какой они национальности, где живут, что исповедают (кстати, важно, что для Уэльбека это неважно). С ума сошёл мир целиком, некогда искать виноватых. Весьма вероятно, что победил сатана (автор на него недвусмысленно намекает).

Бесполезно в последний момент искать утешения в семье и лелеять нормальную человеческую систему ценностей. Она уже уничтожена. Хотя впервые, наверное, за всю историю своей литературной работы Уэльбек так искренне, почти со слезами на глазах, говорит о семье. Это фантастически нежная и печальная волна любви к родным людям – мощный пласт романа.

Удивительно, что во время чтения книги я как раз общалась с прогрессивными молодыми людьми, которые обсуждали лекцию известного профессора нейробиолога, выразившего резкое неодобрение разработок в области искусственного интеллекта. Поскольку все прогрессивные молодые люди страдают психопатической манией корректного и тактичного высказывания, основная претензия к профессору заключалась в том, что мнение дано в безапелляционной форме, мол, неужели нельзя аккуратнее, мягче. Как любил повторять один мой знакомый тоже профессор: «Можно всё, что не запрещено». И прибавлял: «Кто предупрежден, тот вооружён». Так вот. Мишель Уэльбек, нейробиолог, современный мир, любимая Уэльбеком «Матрица» – нас предупредили. Точка. Конец абзаца. А дальше можно всё, что не запрещено. Поэтому в 2027 году не обижайтесь. И вовсе ни к чему пресловутая корректность и такт, когда человек (в данном случае я имею в виду Уэльбека) достиг того возраста, культурного уровня и навыка масштабирования сознания до размеров Вселенной. Он заведомо имеет право говорить громко и без оговорок: УНИЧТОЖИТЬ. А вот поколение, занимающееся бессмысленным спасением мира, ковыряясь в модной помойке феминистких повесток, гендерного и любого другого неравенства; разрушая классовость, иерархию как принцип организации полнокровного общества; поколение, которое сортирует мусор (отлично) и тут же его производит, продаёт и тоннами поглощает (плохо), – лучше бы прислушалось к тому, что умные люди говорят. Их становится всё меньше, потому что они стареют и уходят. И та самая культура в её высшем воплощении, которая могла бы спасти мир, просто-напросто выветривается.

Сартра тошнило, Перек исчезал, Уэльбек уничтожает. В художественном смысле – правильно делает.


Артюр Брюггер. Рыбий глаз. – Зоэ, 2017.

Молодого швейцарского писателя Брюггера я знала давно. С 2017 года он написал несколько романов, а «Рыбий глаз» заслуженно получил свои награды. Это незатейливая история о том, как два молодых человека, девушка и парень, продавец рыбы и сортировщица мусора, потерянные маленькие люди, вдруг находят себя друг в друге и в исполнении гражданского долга. Производственный и наивно-романтический роман почти превращается в триллер – с раскрытием заговоров и спасением человечества от экологической катастрофы. Здесь всё просто. Не Уэльбек. Миссия выполнима.

Зато Брюггер интересно работает с языком. Его образованность несколько выпирает, но кто не грешил созданием интертекстов в молодости – у того нет сердца.

Автор не замкнут в одной-единственной стилистике, у него есть дух азарта, и он экспериментирует. Внутри романа множество интертекстов. Герой читает Бальзака – вот стилизация под Бальзака. Герой читает Достоевского – оживает русский текст. Плюс англицизмы, речь современной швейцарской молодёжи, речь людей разных социальных классов, профессиональный жаргон и объединяющий всё чистенький ироничный монолог рассказчика, который своей аккуратностью, любовью к метафорам и поэтизации напоминает француза Делерма.

На выходе стильный литературный коллаж, языковое лоскутное покрывало, хорошая структура повествования, трогательная история и симпатичный юношеский энтузиазм. Переводить такую прозу ужасно интересно и сложно, а читать, я думаю, очень приятно. Ещё одна маленькая интеллектуальная прививка в мире уэльбековского Хаоса.


Тэги: Книги Читает Ася Петрова
Обсудить в группе Telegram

Ася Петрова

Прозаик, переводчик французской литературы. Род... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS