Новый проект стримингового сервиса HBO Max был обречён оказаться в центре внимания. Во-первых, это экранизация одноимённого романа, ставшего бестселлером и удостоившегося Пулитцеровской премии. Во-вторых, в кресле шоураннера кореец Пак Чхан-Ук, многократный лауреат Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, который в первую очередь известен как режиссёр культового «Олдбоя». В-третьих, за производство мини-сериала отвечала студия A24, зарекомендовавшая себя как отличный поставщик авторского и независимого кино. В-четвёртых, продюсировать «Сочувствующего» взялся сам Роберт Дауни-младший, который тут же превратил проект в свой личный бенефис, назначив себя аж на пять ролей (последняя держится в секрете вплоть до финального эпизода).
История берет своё начало ещё до падения Сайгона. Безымянный главный герой (Хоа Сюаньдэ) – агент Вьетконга в рядах тайной полиции южан. Он через своего связного – дантиста по имени Ман – передаёт начальству важные сведения. После взятия столицы северными вьетнамцами он планирует остаться в стране, чтобы служить делу революции, однако волею судеб оказывается на борту самолёта, на котором эвакуируется высшее военное руководство марионеточной администрации. Затем герой оказывается в Америке, где вынужден совмещать обычную жизнь иммигранта со шпионскими делами. «Сочувствующий» крайне сложно устроен с точки зрения повествования. Он перегружен флэшфорводами, флешбеками и скачками во времени. С самой первой серии зритель узнаёт о том, что капитан по итогу всех злоключений окажется в объединённом Вьетнаме и будет схвачен коммунистами в силу отсутствия веских доказательств его подпольной деятельности в тылу врага. Там герой, будучи в заточении, пишет мемуары, в которых нередко выступает «ненадёжным рассказчиком», переиначивая и преувеличивая какие-то детали. Витиеватая структура истории с множеством отступлений и формалистских приёмов – не самое удачное решение для сериального формата. Тем не менее, несмотря на столь монструозный каркас, шоу смотрится довольно легко, во многом из-за комичных ситуаций и сатирических образов. Так, в сериале есть целый эпизод, посвящённый съёмкам фильма о Вьетнамской войне, который пародийно отсылает к «Апокалипсису сегодня» Копполы, но в силу своей нелепости напоминает скорее «Солдат неудачи» со всё тем же Дауни-младшим. Сериал изобличает сам «американский взгляд» на ту войну, затрагивая в том числе лицемерие киноиндустрии. На площадке среди всех актёров, играющих вьетнамскую массовку, не оказывается ни одного, кто может говорить на вьетнамском, из чего следует, что кастинг-директора набирали людей по расистскому принципу «все азиаты на одно лицо». В этом смысле то обстоятельство, что Роберт Дауни-мл. воплотил на экране сразу несколько белых персонажей, может служить ироничным ответом этому голливудскому явлению. Особенно прекрасной в этом контексте получилась сцена в финале третьего эпизода, где «однолицые» цэрэушник, режиссёр, конгрессмен и профессор университета собираются вместе за одним столом, словно окружая главного героя.
Хватает в сериале и критики империализма через демонстрацию образов, строго ассоциированных с «янки». «Кока-кола», как яркий атрибут американского образа жизни, несколько раз символично появляется на экране. Ящик с соответствующей эмблемой используется южновьетнамским генералом в качестве подставки, чтобы казаться выше, когда тот произносит речь, а бутылка с содержимым этого прохладительного напитка превращается в орудие пыток. Несмотря на бесспорно превалирующую комедийную тональность, сериал не лишён и драматизма. Трагедия вьетнамского народа, пережившего страшную войну и болезненное воссоединение нации, показана без прикрас. «Сочувствующий» уникален как раз тем, что даёт нам взглянуть на ту бойню и её последствия не через призму вернувшегося американца с ПТСР, а глазами вьетнамца, который отчётливо понимает, за что готов отдать жизнь.
Никита Маргаев