Прежде чем начать анализировать и рассуждать о каких-то его недостатках – они есть у каждого фильма, – сразу главное впечатление: наконец-то появился добротный, с отличными актёрскими работами, профессионально снятый сериал о русской истории, к которой создатели отнеслись с уважением и любовью. Анонсы нас не обманули, даже в небольших ролях снимались лучшие артисты. Режиссёров Алексея Андрианова и Тимура Алпатова стоит поблагодарить за великолепно подобранный актёрский ансамбль и за умелое им управление.
Патриотическая подоплёка
В социальных сетях придирчивые зрители набросились на авторов сценария Илью Тилькина и Николая Борисова, обвиняя их в слишком современной лексике, которой пользуются персонажи XVI века. Мне же показалось, что, напротив, баланс соблюдён. Речь персонажей имеет необходимую средневековую окраску, то есть вполне сочетается с декорациями и одеянием героев, но абсолютно понятна, не отвлекает архаизмами, иначе зритель быстро бы изнемог от бесконечных «вельми», «аки» и «понеже». Важно, что истории, предложенные сценаристами, гораздо живее и интереснее того, что мы видели в других исторических лентах, как, например, «Царь», «Викинг», «Золотая Орда» и даже недавняя телекартина «София», которую многие посчитали успешной.
В русской традиции, сложившейся во время царствования Романовых, благодаря сочинениям Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других наших корифеев Иван Грозный – символ деспотизма, тиран, который лишь в редкие минуты просветления каялся в совершённых страшных злодеяниях, его сын Фёдор – не способный к управлению государством молитвенник, Борис Годунов – не такой жестокий правитель, как Иван, но всё же убийство царевича Димитрия на его совести. А вот родоначальники новой династии Романовы – исключительно разумные и благородные люди, пекущиеся токмо о благе Отечества.
Царь Иван Грозный (Сергей Маковецкий)
При Сталине Иван Грозный за бескомпромиссную борьбу с местничеством и боярской изменой был посмертно реабилитирован; Годунов признан мудрым руководителем; к Фёдору отнеслись как к блаженному, а о Романовых особо не вспоминали. После разоблачения культа личности, а особенно в годы «оттепели» и перестройки, советское кино и театр вернулись к романовской концепции Смутного времени. Если у Эйзенштейна (не забудем, кто был его «главным редактором и продюсером»), Грозный – пугающий, но и восхищающий своим величием царь, у Лунгина – человек не только не восхищающий, но воплощающий всё самое мерзкое, озверевшая сволочь.
Однако в последние годы вокруг Грозного опять развернулись сражения: его защитники утверждают, что государь, превративший раздробленную Русь в великое царство, стал жертвой информационной войны, что иностранные послы его оклеветали; Иоанн был грозен, но не так ужасен, как европейские политики той эпохи. Жертв репрессий в Англии и Франции было на два порядка больше, но никто там почему-то не прибавляет к именам Генриха VIII, Екатерины Медичи или Кромвеля оскорбительное – terrible.
Какими же предстали Грозный и его бояре в сериале «Годунов»?
Неожиданными…
Царя Ивана блистательно сыграл Сергей Маковецкий. Он у него грозный или ужасный? Нет, иногда скорее вздорный, даже жалкий, противный, но не ужасный. Главное, что следует из сериала: Иван Васильевич – очень опытный и прозорливый политик, отстаивающий интересы своего царства, «Кемску волость» этот уж точно никому не отдаст. Он правильно расставляет людей, борется с местничеством, коррупцией, коллаборационизмом, не щадит тех из бояр, кто передаётся врагу. Многие обиделись на сценаристов за сцену убийства царём сына Ивана – эта версия сейчас особенно жёстко оспаривается историками. Если роковая ссора и была, то вряд ли из-за одетой в исподнее беременной снохи; да и умер Иван через несколько дней после ссоры. И не от царского удара – при вскрытии в 1963 году захоронения Ивана в его останках был обнаружен яд.
Никаких других злодеяний Грозного в сериале показано не было. Получился мудрый правитель на склоне лет, не без странностей; напомнил кому-то Бабу-ягу и Кощея, но что поделаешь, времена были такие. И Малюта Скуратов в исполнении Виктора Сухорукова вовсе не мучитель и палач, не символ «кровавого ивановского режима». Верный пёс, но совсем не садист-зверюга, как нас учили в школе. Чадолюбивый отец, в благодарность за спасение жизни предлагает в жёны Годунову любую из трёх своих дочерей и отдаёт ту, в которую Борис был влюблён; а обещана ранее она была красавцу Шуйскому. Повезло Годунову с непосредственным руководителем, а ещё больше с главным начальником (царём); тот, вообще, отец родной, взялся быть сватом, чтобы строптивая невеста не кобенилась.
Так что же стыдиться нам такого царя и таких его слуг? Из фильма следует, что сделанным русскими правителями, в частности Годуновым, стоит гордиться. Его вины в неурожаях и страшном голоде 1601–1603 годов, который стал одной из причин экономической катастрофы и Смуты, нет.
Любовь за ними шла по следу…
У сериала сильный лирический фундамент, действие согрето человеческой приязнью, мы видим развитие нескольких романтических линий.
Фёдор Иванович (Фёдор Лавров) и Ирина Годунова (Анна Михалкова), их преданная, верная, прошедшая многие испытания любовь была известна давно, но тут мы её увидели, что называется, от самого рождения и в развитии. Им сочувствуешь. Особенно, когда Фёдор проявляет неожиданную твёрдость по отношению к митрополиту Дионисию (Борис Клюев) и всем, кто пытается их разлучить.
Светлое нежное чувство, пронесённое через годы, соединяет Фёдора Романова (Александр Устюгов) и Ксению Шестову (Мария Андре-ева), отца и мать будущего царя Михаила Фёдоровича. Не сразу удалось узнать в исполнителе роли отца Фёдора Льва Прыгунова. Но какой бы ни был сложный грим, здесь не артисты, приклеенные к бородам, а живые люди, сложные характеры, погружённые в историю.
Интересна и линия Василия Шуйского (Андрей Мерзликин), несчастливого в любви, обманутого не только Малютой, но и Марией Ливонской (Анна Ковальчук). Светлана Ходченкова сыграла Марию Скуратову, которой пришлось выйти за нелюбимого Бориса, и оттого она превратилась чуть ли не в леди Макбет. В сериале два «исторических ноу-хау»: намёки на то, что Грозного задушил Бельский (Антон Кузнецов) и что Дмитрия убили по наущению Марии Годуновой. И то, и особенно другое окончательно обеляет образ Бориса.
Его сыграл Сергей Безруков. В образе Годунова и, собственно, в его возвышении много рифм с нашим временем. Он родом из спецслужб. Спас непосредственного начальника, не выдавал друзей, что очень понравилось царю, и тот его приблизил. «Не хочу крови» – главные его слова, а близкие обвиняют в нерешительности в борьбе с конкурентами. И царём он быть не хотел. Но готов был выполнить любое, самое сложное поручение царя, в частности, без него невозможно было бы введения патриаршества на Руси. Очень актуально «прозвучал» образ лукавого константинопольского патриарха, которого ярко и едко сыграл Сергей Газаров.
Но кто он на самом деле Борис Годунов? Умный, хитрый… неизвестно чего больше. По воспоминаниям современников, был «рослым и дородным»; но мне не хватило не физических габаритов, а масштаба личности. Речь его подчас тороплива и невнятна, что говорит о скрытном характере. Или это безруковский почерк? Так что осталась загадка, надеюсь, она разрешится в следующих восьми сериях. Очень ярко в анонсе продолжения выступил беспредельно наглый мерзавец Лжедмитрий в исполнении Евгения Ткачука. Полная противоположность Борису.
В заключение ещё об актёрах, которые замечательно себя проявили. Это Владимир Стеклов в роли дьяка Щелкалова. Вот уж образ так образ. Тип русского служаки: и умный, и смелый, и верный, и… себе на уме. Сергей Серов и Александр Семчев убедительны в ролях казнокрадов – ах, если бы так, как с ними, поступали бы с нынешними. На контрасте с русскими дьяками очень ярок и смешон Лаймутис Седжюс в роли нахала и вертопраха – английского посла. Хороши также Юрий Колокольников (Джером Горсей), Ирина Пегова (Мария Нагая), Юрий Беляев (Иван Шуйский), Нина Дворжецкая (в роли няньки царевича) и, конечно, Борис Плотников, сыгравший первого русского патриарха...
Александр Кондрашов