Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Подвиги героев тыла в Великую Отечественную поразительны. Они доказывают, что выражение «народная война» – это не просто книжный термин и песенный образ, а самое точное определение образа жизни всех советских людей в те годы. «Всё для фронта, всё для Победы» – железнодорожники следовали этому принципу неуклонно. «В настоящий момент Родина особенно требует от железнодорожников, чтобы транспортный конвейер работал слаженно и чётко», – говорилось в праздничном обращении Наркомата путей сообщения в День железнодорожника в 1943 году.
Интересный факт: выдающиеся полководцы Курской битвы Иван Черняховский, Константин Рокоссовский и Иван Баграмян родились в семьях железнодорожников. Конечно, это случайное совпадение. Однако летом 1943 года от работы стальных магистралей и железнодорожников из паровозных и ремонтных бригад действительно зависело многое.
План нашего наступления на Курской дуге летом 1943-го требовал в кратчайший срок обеспечить части Красной армии всем необходимым, причём с запасом, поскольку ход операций мог складываться по разным сценариям. Между тем на важнейшей в тактическом смысле территории, где должны были завязаться боевые действия, функционировала только однопутная железнодорожная линия: Льгов – Курск – Мармыши – Касторная. Прифронтовая, а потому требовавшая оперативной работы ремонтных бригад. Командование приняло решение за два месяца возвести ветку Старый Оскол – Ржава. В «Воентранспроекте» оперативно сформировали семь партий, которые за две недели провели изыскательские работы на месте будущей трассы. В ходе исследований вместе с железнодорожниками самоотверженно трудились местные жители – в основном женщины и дети. В итоге строительство новой дороги завершили даже раньше намеченного срока.
Вот как вспоминала о той трудовой победе Анна Музылёва, одна из строителей трассы: «Мы до тех пор не покинули свой участок, пока не увидели свой поезд. Сколько было радости. Крики «Ура!» сотрясали воздух. Кто-то крикнул: «Даёшь красный флаг!» А флага-то не было. Был на мне красный сарафан, в котором я копала и спала. «Аня, снимай сарафан!» Заслонили меня девчата кольцом, дали кое-что надеть. И вот в воздух победно взлетело красное полотнище – символ нашей радости и победы. И сейчас в сердце слышу стук этого поезда».
Противник, конечно же, осознавал, как важно лишить Красную армию транспортной поддержки накануне и во время решающих операций. С весны 1943 года авианалёты на Курский железнодорожный узел усилились. Горели вагоны, здания, рвались боеприпасы, гибли люди. Железнодорожники сутками не покидали свои рабочие места, трудились под огнём, как солдаты в бою. Однажды на одной из эстакад погибла целиком комплексная бригада, ремонтировавшая паровоз, вместе с бригадиром, депутатом горсовета М.П. Щербаковым. На прифронтовых станциях Русский Брод и Ливны во время одной из бомбёжек погибли заместитель начальника дистанции пути И.С. Самойлов, начальник пожарного поезда В.И. Бакуров. Мостовой мастер О.Н. Должиков оказался контужен и завален землёй – только через шесть часов его нашли и доставили в госпиталь. Бригадир пути В.И. Городничев на виду у гитлеровцев ручной ножовкой смог спилить семафор, служивший ориентиром врагу при артобстрелах…

2 июня немецким стервятникам удалось сбросить на этот стратегически важный район 200 бомб. Командир 77-го путевого батальона Павел Коршунов рассказывал: «Отдельные вагоны горели, в них рвались снаряды и мины, свистели пули. Чёрные от копоти бойцы бросались в огонь, под разрывы бомб, снарядов, мин, пытаясь вывести уцелевшие вагоны. Тут же под бомбами врага восстанавливали путь, чтобы пропихнуть вагоны дальше…» Героические усилия позволили спасти раненых из санитарного поезда. Тем не менее в тот день гитлеровцам удалось повредить 12 км пути, уничтожить 8 паровозов, более 150 вагонов. Урон тяжёлый. Но железнодорожникам удалось быстро восстановить работу узла, за считаные дни построив семикилометровый обходной путь. Курский узел по-прежнему принимал эшелоны. И в этом была заслуга коршуновского батальона. Неудивительно, что 7 июня на Курский узел приехал командующий Центральным фронтом Константин Рокоссовский, высоко оценивший работу железнодорожников. По его приказу бойцам 77-го путевого батальона выдали новое обмундирование, табак и провизию. Трудовой подвиг этого военного подразделения позволил Красной армии выиграть по меньшей мере неделю, накапливая силы для обороны и наступления.
Тем летом наша авиация ещё не могла предотвратить налёты люфтваффе, немецкие бомбардировщики постоянно угрожали прифронтовым магистралям. Выход был один – оперативно восстанавливать разрушенное и строить обходные пути там, где немцы этого не ожидали. На особо важных участках к местным железнодорожникам присоединялись сотрудники спецформирований наркомата путей сообщения. Они строили обходные пути днём и ночью в фантастические сроки.
Удалось главное: повысить «живучесть» железных дорог, сводя на нет усилия гитлеровцев, которые в течение всего лета пытались атаковать с неба крупнейшие железнодорожные узлы. Воины-путейцы принимали меры, чтобы дезориентировать врага, например, сооружали на перегонах ложные площадки для разгрузки танков (трактора оставляли на подступах к ним следы гусениц, которые фиксировала немецкая воздушная разведка). Немцев вынуждали бомбить деревянные макеты танков. В полосе 38-й армии Воронежского фронта даже сформировали целый ложный эшелон из платформ и вагонов, загруженных порожними ящиками. Он двигался по участку Деревеньки – Локинская, создавая видимость подготовки наступления наших войск из района Суджи на Ворожбу…
Сотни железнодорожников погибли, выполняя боевые задачи. Остался в летописи Великой Отечественной подвиг старшего стрелочника Александра Красникова, который во время бомбёжки сбивал пламя с вагона с горючим и сгорел, превратившись в факел. Погибали не только стрелочники и ремонтники, создававшие обходные пути под бомбёжками и при постоянной угрозе диверсий. Среди машинистов, которые водили составы на Курской дуге летом 1943-го, потери составили 15 процентов личного состава.
Многие из них прошли через Сталинград. Работать приходилось в основном ночами. А сигнальные огни были запрещены. Даже паровозные топки приходилось завешивать. Действовала «живая автоблокировка», «живые семафоры» – люди, дежурившие на трассе, подавали машинистам голосовые сигналы. О требованиях безопасности приходилось забывать. В темноте машинисты, как правило, даже не видели состав, который ехал впереди, в 300 метрах.
Исход битвы известен. Все усилия гитлеровцев сорвать движение поездов через Курский узел оказались тщетными – он продолжал работать. С апреля по июль было принято 2513 и отправлено 2732 воинских эшелона, на Курской дуге железнодорожники подали Центральному, Воронежскому, Степному, Юго-Западному и Брянскому фронтам 467 тысяч вагонов с личным составом, боевой техникой, вооружением, продовольствием. Для военных условий это были колоссальные масштабы перевозок.
«ЛГ»-ДОСЬЕ

С предвоенного времени начальником станции Курск работал Павел Алексеевич Шубин. В ноябре 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.