Есть ли перспектива мирного урегулирования? Какие государства поддерживают противоборствующие стороны? Какую роль могут сыграть США и Россия в прекращении кровопролития? Свой взгляд на нынешний конфликт и оперативную информацию представили в интервью «ЛГ» Чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в России Александр Бен Цви и Чрезвычайный и полномочный посол Государства Палестина Абдель Хафиз Нофаль.
Александр Бен Цви: «Нельзя вести переговоры с тем, кто хочет тебя уничтожить»
Чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в России Александр Бен Цви
– Господин посол, позвольте выразить соболезнование в связи с многочисленными жертвами среди мирного населения Израиля после террористических атак боевиков ХАМАС. Какие приоритетные задачи ставит перед собой Государство Израиль сегодня?
– Спасибо за соболезнования. То, что случилось – это трагедия многих семей, это трагедия для всей нашей страны. Сейчас в числе наших приоритетов – освобождение заложников, захваченных террористами, и уничтожение всей военной и политической инфраструктуры ХАМАС как террористической организации.
– Лидеры ХАМАС только что объявили о том, что им «удалось выполнить все задачи» и теперь они «готовы к мирным переговорам». К переговорам призывают и ООН, и международные организации, и многие государства, в том числе и Россия. Как на такие призывы реагируют в Израиле?
– Нас действительно призывают остановить военные действия против ХАМАС, но что значит – «остановить»? Дать террористам возможность собраться с силами и вновь начать террористические атаки против Израиля? Это война, и сейчас главное – сделать всё, чтобы не повторилось то, что устроил ХАМАС 7 октября. А это можно сделать, только уничтожив ХАМАС.
Нам говорят о переговорах, но – с кем и о чём? С ХАМАС? Как можно вести переговоры с тем, кто хочет тебя уничтожить? Убито более 1200 израильтян, почти 3 тысячи наших граждан ранено, террористы забрали с собой до 150 заложников, массированным ракетным обстрелам подверглись многие израильские города и поселения. Повторюсь: переговоры можно вести только тогда, когда будет полностью уничтожена вся структура ХАМАС и, прежде всего, боевое и политическое крыло этой террористической организации. И переговоры Израиль будет вести не с террористами, а с адекватными, вменяемыми людьми, которые могут отвечать за свои слова и дела и не нарушают достигнутых соглашений. Но если у кого-то главной задачей остаётся уничтожение государства Израиль, – говорить с такими людьми не о чем, да и незачем.
– Многие аналитики сравнивают призывы к переговорам с ХАМАС с призывами России к переговорам с Зеленским и принятию его «мирного плана». Вы видите здесь какие-то аналогии?
– Давать такие оценки – не в моей компетенции. Как дипломат, я могу оценивать только политику моего государства. Пока до мира далеко, это не вина Израиля, и, увы, сегодня призывы к миру не к месту и не ко времени.
– Есть надежда на результаты визита в Москву лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса? Наверняка, у Израиля сохраняются какие-то контакты с Палестиной.
– Сейчас, когда мы с вами беседуем, я не знаю, о чём будет говорить Махмуд Аббас в Москве, поэтому не могу дать оценку его визиту. Думаю, контакты с палестинскими представителями у нас продолжаются и сейчас, но не на уровне лидера автономии. Махмуд Аббас реально никак не влияет ни на ХАМАС, ни на ситуацию в Газе, ХАМАС уже много лет не пускает его туда. Сейчас он говорит о палестинском единстве, но какое это «палестинское единство»? Если оно основано на признании существования государства Израиль – это одно. Но если оно основывается на желании уничтожить Израиль – это совсем другое, в таком случае не о чем будет говорить и с Махмудом Аббасом.
– Сегодня можно говорить о том, что сложился общий антиизраильский исламский фронт?
– Да, такой фронт уже сложился. Террористические атаки ХАМАС поддержали в Ливане, Сирии, Иране. Как вы знаете, только что произошло обострение на границе с Ливаном, откуда Хезболла попыталась атаковать нашу территорию. Мы будем пресекать такие попытки и никому не советуем этого делать, потому что это плохо кончится для любого агрессора, будь то Хезболла, ХАМАС, Иран, Сирия или некая «шиитская милиция». Кроме того, есть мусульманские страны, которые придерживаются разумной позиции, – это, например, Египет и Объединённые Арабские Эмираты.
– Лидеры ХАМАС только что сообщили, что в числе захваченных боевиками мирных людей есть российские граждане, это люди с двойным гражданством. У вас есть о них какая-то информация?
– Насколько я знаю из СМИ, один из лидеров ХАМАС уже общался по этому вопросу с российскими представителями. Но ясности здесь нет. ХАМАС обещал опубликовать списки заложников, однако до сих пор никаких списков нет.
– Израиль традиционно не ведёт переговоров с террористами. Но боевики ХАМАС уже начали показательные казни заложников-израильтян. Как в таких условиях будет действовать Израиль?
– Мы действительно никогда не ведём прямые переговоры с террористами. Но для нас важна жизнь каждого нашего гражданина, а потому есть контакты через посредников из других стран, например, такими посредниками и в прошлом не раз были египтяне. Сегодня надо понять, сколько всего заложников захватили террористы, мы ведь даже не знаем, кто из них погиб, а кто жив. Дело в том, что у ХАМАС есть традиция «торговли телами». Не исключено, что в числе тех, кто включён в число заложников, есть и убитые израильтяне, тела которых террористы забрали с собой в Газу, чтобы потом сделать их предметом торга.
– Россия может влиять на развитие событий, «надавив» на Иран и ряд арабских государств?
– Я надеюсь на это. Мы находимся в постоянном контакте с МИД России, и если наши российские коллеги смогут повлиять на ситуацию, это всегда полезно. Но пока мы должны решить главную задачу – уничтожить ХАМАС, чтобы в будущем подобные ситуации гарантированно не повторялись.
– Насколько действенна сегодня помощь США?
– Соединённые Штаты – наш стратегический партнер, как и Израиль остаётся стратегическим партнером Вашингтона на Ближнем Востоке. Президент Джо Байден подтвердил, что США будут оказывать Израилю военную и политическую поддержку, для нас это крайне важно. У Израиля много партнёров, мы находимся в контакте и со странами ЕС, и с государствами Азии и Южной Америки, но главным нашим союзником были и остаются США.
– Несомненно, нынешний кризис закончится, хотя понятно, что это дело не одного дня, и сегодня речь идёт о настоящей войне. Но ведь никто не гарантирует, что даже с уничтожением инфраструктуры ХАМАС такие кризисы станут в принципе невозможными? А значит, Израиль обречён на вечное противостояние с соседями?
– Я так не думаю. Конфликты закончатся, когда окружающие нас страны поймут, что лучше быть в хороших отношениях с Израилем. Посмотрите, у нас сложились вполне нормальные отношения с Египтом, Иорданией, Марокко, ОАЭ, надеюсь, такие же отношения установятся с Саудовской Аравией. Настоящий и прочный мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда все наши соседи осознают, что для них полезнее сотрудничество с Израилем, а не следование неким эфемерным целям, поставленным неизвестно кем и неизвестно для чего.
– Но и врагов у Израиля пока хватает?
– К сожалению, это так. Но хватает и симпатизирующих нам государств. Конечно, кто-то продолжает называть Израиль «агрессором», а кто-то и вовсе пытается изобразить террористов ХАМАС этакими белыми и пушистыми «борцами за свободу». Мы сознательно, из гуманитарных соображений, не показываем все документальные кадры зверств, которые учинили сейчас эти «борцы». Если бы мир об этом узнал, он был бы потрясён, и «симпатизантов» у ХАМАС значительно поубавилось бы. Сегодня нет никаких сомнений в том, что мы победим в войне с терроризмом, и мир придёт не только в Израиль, но и во весь ближневосточный регион.
Абдель Хафиз Нофаль: «Трагедия палестинского народа – прямой результат израильской политики»
Чрезвычайный и полномочный посол Государства Палестина Абдель Хафиз Нофаль
– Господин Посол, примите соболезнование в связи с гибелью мирных жителей Газы – детей, женщин, стариков. Почему опять дошло до эскалации конфликта?
– То, что происходит сейчас, – прямой результат израильской политики, проводимой самым правым правительством в истории Израиля, начиная с отрицания законных прав палестинского народа, утверждённых в резолюциях Организации Объединённых Наций и Совета Безопасности. Результат отказа всех правительств Израиля (со времён подписания «Соглашений Осло» в 1993 году на лужайке Белого дома) исполнять соглашения, подписанные с нами. Не говорю уже о срыве мирного процесса, строительстве поселений на нашей оккупированной земле, аннексии палестинских земель и иудаизации Иерусалима, вторжения в святые места, в частности в Мечеть Аль-Акса, невзирая на то, что она значит для исламского мира, ведь это третья священная мечеть. Можно вспомнить и другие противоправные действия против нашего народа, – такие, как штурмы городов, убийства невинных людей и многие другие грубые формы нарушения прав нашего народа.
Палестинское руководство неоднократно предупреждало израильское правительство о том, что закрытие Тель-Авивом политического горизонта и отказ от любого справедливого решения палестинского вопроса для урегулирования конфликта приведут к ещё большему насилию и войнам, угрожая безопасности в регионе и во всём мире.
– В какой степени ХАМАС независим в своих решениях? Влияет ли на ХАМАС палестинское руководство?
– Между ХАМАС и Палестинской Автономией не было никакой координации касательно военной операции или военных операций в целом. Что касается таких важных вопросов, как осуждение ХАМАС на международном уровне, или рассмотрение его как террористической организации, Палестинская администрация отвергает это. Мы считаем, что наш народ имеет право защищать себя в свете кровавой политики Израиля и неприятия решения о сосуществовании двух государств. Всё это – на фоне неспособности международного сообщества найти справедливое решение палестинской проблемы, а таким справедливым решением должно быть создание независимого Палестинского государства со столицей Восточный Иерусалим, а также справедливое решение проблемы беженцев на основе соответствующих международных резолюций.
– Как можно прийти к деэскалации нынешней острой фазы конфликта?
– Все признаки указывают на то, что Израиль готовится к крупномасштабной войне против нашего народа в Газе, а также на Западном берегу. Израиль начал беспрецедентную мобилизацию сил для атаки на сектор Газа, закрывая города и деревни, изолируя их друг от друга и от всего мира на Западном берегу, что подтверждает, что он готов совершать кровавые преступления против нашего народа, нашей земли и наших святых мест.
С 2005 года Израиль практикует фактически тотальную блокаду сектора Газа, от неё по сей день страдают более двух миллионов палестинцев. Сейчас, как и в предыдущих войнах, развязанных против Газы, Израиль разрушает инфраструктуру города, разрушает дома, школы, больницы, даже мечети и церкви, утверждая, что ХАМАС использует их в качестве убежища, оправдывая тем самым целенаправленное убийство и истребление палестинских мирных жителей.
– Может ли конфликт ХАМАС и Израиля стать катализатором большой войны – в том числе и религиозной, – на Ближнем Востоке?
– Палестинское руководство во главе с президентом Махмудом Аббасом предупредило о последствиях штурма поселенцами мечети Аль-Акса и других палестинских святынь, опасаясь перерастания конфликта в религиозную войну, последствия которой могут быть необратимыми. Всё это можно считать поводом для расширения круга войны, и чтобы избежать этого, Израиль должен придерживаться законных резолюций как пути к справедливому урегулированию палестино-израильского конфликта. Самое опасное заключается в том, что Соединённые Штаты абсолютно поддерживают агрессивную политику Израиля, вместо того чтобы стремиться оказать давление на Израиль с целью выполнения его обязательств по мирному процессу, реализации законных национальных прав палестинского народа и решения о двух государствах.
– Какие страны поддерживают Палестину?
– У Палестины и у её народа очень много друзей. Это все арабские и исламские страны, а также большинство миролюбивых стран мира во главе с дружественной Россией и многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые поддерживают законные права палестинского народа и выступают за решение о двух государствах, а именно – о создании независимого Палестинского государства со столицей Восточный Иерусалим, живущего бок о бок с Израилем в условиях безопасности и мира.
– Как вы оцениваете позицию России в этом конфликте?
– С момента начала эскалации Россия выразила свою обеспокоенность и подтвердила свою принципиальную и твёрдую позицию, что этот конфликт, который продолжается уже 75 лет, может быть урегулирован только по политическим и дипломатическим каналам путём переговоров и на основе соответствующих международных резолюций.
Министерство иностранных дел Российской Федерации также выразило свои соболезнования семьям пострадавших в результате этого конфликта и пожелало скорейшего выздоровления всем раненым. Мы высоко ценим принципиальную позицию России, и поддерживаем российскую инициативу, призывающую к объединению усилий заинтересованных сторон для ускорения достижения справедливого и надёжного политического урегулирования.
В тему
Утром 7 октября Израиль подвергся беспрецедентной ракетной атаке из сектора Газа, а бойцы военного крыла ХАМАС, объявившего операцию «Потоп Аль-Аксы», проникли в южные приграничные районы Израиля. Премьер-министр Нетаниягу заявил, что «страна находится в состоянии войны», за два дня мобилизовано 300 тысяч резервистов. ЦАХАЛ в рамках операции «Железные мечи» начал «зачистку» городов и поселений и нанесение ракетно-бомбовых ударов по Газе. По данным на 11 октября, число погибших израильтян превысило 1200 человек, более 2,5 тысяч ранено, из них 350 – в критическом состоянии. Минздрав Палестины 10 октября сообщил, что в Газе убито более 800 человек, в том числе 143 ребенка, ранено 3726. Боевики ХАМАС взяли в заложники 150 израильтян, которых обещают казнить в случае продолжения операции ЦАХАЛ. Израиль продолжает бомбардировки Газы, где уничтожено уже более 1800 объектов ХАМАС. Анклав полностью блокирован и отключён от снабжения, что чревато гуманитарной катастрофой.