Дмитрий Филиппович Абакумов – легенда Красноярской железной дороги, один из лучших машинистов советской эпохи. Этот человек принадлежит к категории тех неординарных личностей, чьё наследие так дорого для нас сегодня.
Он родился в военном 1915-м, в Боготоле Томской губернии (в наше время этот город, расположенный на Транссибирской магистрали, относится к Красноярскому краю). Всё в этом городе крутилось вокруг депо, вокруг железнодорожных дел. И, конечно, Дмитрий мечтал работать на Транссибе: возьмут рабочим в депо – стану рабочим. Но снились мальчишке поезда, загадочная и мощная техника, ведомая его рукой. Однако начать пришлось, как и многим машинистам его поколения, с работы в депо. Пятнадцатилетний Абакумов стал подсобным рабочим, ремонтировал паровозы, латал вагоны. За несколько лет досконально изучил технику, которую мечтал водить. Работа в депо затянулась надолго… Он стал слесарем высокого уровня, уважаемым человеком. Но потом всё-таки – ещё до армии – «прорвался» в помощники машиниста. А после службы в вооружённых силах прошёл обучение на курсах машинистов – и наконец стал водить поезда.
Красноярская железная дорога, 1941 год
Нам сейчас трудно представить, что означало в тридцатые годы ХХ века быть машинистом. Страна-то была ещё аграрная, к индустриальным чудесам не приученная. И скорость, и стальные магистрали, и гудки паровозов – всё это воспринималось как чудо. Они были настоящими посланцами из будущего – в наше время, наверное, даже к космонавтам так не относятся. Машинистами восхищались, в особенности лучшими из лучших, которых называли «знатными людьми Страны Советов». Недаром не было в СССР популярнее песни, чем ставшая легендарной «Наш паровоз, вперёд лети, в Коммуне остановка…». И Дмитрию так же хотелось водить огромные составы: чтобы паровоз неудержимо летел вперёд – как в той самой песне. Красноярская железная дорога – сердце Транссиба, его неотъемлемое звено. В экономике Сибири она играет роль первостатейную. Боготолское депо, к которому всю жизнь был приписан Абакумов, славилось знаменитыми машинистами – такими как Василий Князев и Василий Титов. Титов в 1936 году первым на
Красноярской железной дороге был награждён знаком «Почётному железнодорожнику». Для Абакумова эти машинисты были учителями и примерами для подражания.
22 июня 1941 года он бросился к руководству – началась война, и Дмитрий Филиппович, настоящий сибиряк, несгибаемый богатырь с солдатским опытом, считал, что ему необходимо быть в рядах Красной армии. Но Абакумову, как и многим другим железнодорожникам, ответили: здесь тоже фронт. Здесь тоже война. И машинисты такого уровня – на особом счету у государства. «Ты – как воинский командир для своей бригады. И уйти – значит дезертировать», – объяснил ему старый инженер-путеец. Эта фраза подействовала, надолго врезалась в память. Где он будет полезнее для страны? Абакумову необходимо было принять решение. И он решил остаться у стальной магистрали и работать с утроенной силой – пока сердце не остановится, пока руки и ноги не откажут.
Горькие новости первых дней и недель войны на железной дороге узнавали раньше, чем в глубоком тылу. Абакумов не строил иллюзий: враг силён, скоротечной эта война не будет. Он понимал, что и Красноярск в любой момент может оказаться прифронтовым. В то время город стал оплотом военной промышленности. В первые месяцы войны туда прибыло оборудование 25 крупных заводов и фабрик, а вместе с ним – 30 тысяч рабочих. Так появилась целая сеть важнейших для страны предприятий: машиностроительный гигант «Сибтяжмаш», «Краслесмаш», КрасТЭЦ, Красноярский радиотехнический завод, Комбайновый завод, химкомбинат «Енисей», завод «Квант». Их ускоренное строительство и запуск, конечно, влияли напрямую на работу железной дороги. Людей не хватало, а рейсов становилось всё больше, и от них зависела судьба индустрии.
Кроме того, в Красноярском крае в военную пору действовало более 60 эвакуационных госпиталей, которые принимали самых тяжёлых больных. Их с фронта нужно было доставить эшелонами. А тылом действующей армии в те месяцы стала вся страна, которую превращали в единое целое линии радио и линии железных дорог.
Железнодорожный вокзал на родине героя
И Абакумов в годы войны работал бессменно, без выходных. Бессменно водил поезда. Его обычный маршрут фронтового времени: до позиций действующей армии и оттуда – в Красноярск. После любого, даже самого сложного рейса тут же начинал готовиться к следующему. Час-другой – и он уже снова летит из Красноярска к линии фронта…
А что было после войны? Абакумов, обобщив опыт фронтовых лет, увеличивал межремонтный пробег паровозов. По этому важнейшему показателю его бригада долгие годы оставалась лучшей на Красноярской железной дороге. Он стал настоящим асом, управлял, как правило, тяжеловесными составами – уверенно и точно. Никто не слышал от него жалоб – на усталость, на недомогания. И тут – как в песне: «Готовься к великой цели, а слава тебя найдёт». Высокая награда нашла героя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Абакумов Дмитрий Филиппович был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Носил он золотую звезду с гордостью за судьбу, избранную ещё в детстве. За профессию, которая так важна для страны.
В 1958 году началась электрификация Красноярской железной дороги. Когда ушли в прошлое паровозы, Абакумов, один из немногих асов-машинистов, научился водить электровозы. И снова стал лучшим в коллективе. Ему предлагали работу «в кабинете», должность столоначальника с гарантированным окладом, с командировками и совещаниями, но Абакумов снова предпочёл «живую работу», предпочёл магистраль.
Он не из тех, кто позволял себе почивать на лаврах. До самого ухода на пенсию в 1970 году Абакумов трудился машинистом. Именем Дмитрия Абакумова назван электровоз на его малой родине – в паровозном депо Боготол. А открывали памятную доску в честь героя внук Дмитрия Абакумова, электромеханик Андрей Васильев, и правнук – машинист электровоза локомотивного депо ТЧЭ-5 Александр Васильев. Так что династия продолжается. Железнодорожная династия. Уверены, что настанет время – и памятная доска, посвящённая выдающемуся машинисту, появится и в Красноярске.