Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2025 г.
  4. № 11 (6975) (19.03.2025)
Библиосфера Спецпроект Гипертекст

Замешено на смерти

24 марта 2025

Николай Железняк.  Град на крови. – М.: Вече, 2024. –  488 с. – 1000 экз. –  (Романы, повести,  рассказы).

Интересен ли детектив – сам по себе? Интересна ли легенда? Жёсткий реализм?

Увлекает смешение – искусное авторское мастерство, стирающее грани…

Жизнь вообще своего рода алхимия, одно постоянно превращается в другое, только творчество индивидуально.

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» и есть такая литературная алхимия: детективная завязка переносит то в Париж, то в Боснию, проводя читающего психологическими лабиринтами и коридорами фантазий, - к легенде…

К замку, по-славянски граду, Снежник, и странствующему рыцарю – основателю. Так волевой сгусток оттенков черноты выезжает из древних сказаний и энергии воображения.

Своеобразие романа и его стилистики несомненно: показатель мастерства, автор искусно совмещает густую словесную живопись и акварельную лёгкость лексического пунктира.

Погружаемся в атмосферу:

«Захотелось поднести к губам черный ствол с острыми, зазубренными гранями, дунуть на срез, развернуться в три четверти, кокетливо приподнять округлое голое плечо. Она в центре — кожаные шорты со шнуровкой, куртка-разлетайка на заклепках. Позади, подпирая по бокам, ее команда, обнаженные по пояс мужчины — с мечом, с базукой, с бластером».

И следуют чётких четыре удара существительных, рисующих картину современности: «Плакат. Постер. Афиша. Билборд».

Начало сразу затягивает: внимание читательское концентрируется желанием узнать – что произошло? Зачем стреляла женщина?

Убийство в Париже запутано: выстрелы Анны не просто зловещи, они предвещают альфу апокалипсиса, отзываясь в Боснийской речной долине, что всем бы была хороша, если бы не град Снежник. Где витают тени страха – но отбрасывает их сам страх…

Обряды, завязанные на крови, словно сущностные факторы превращений; Анна, мстящая Максиму, встретившему в граде Снежник ведьму-любовь, поманившую в град мечты – Париж. Вот они Грады Тайны-ада-мечты…

В романе Железняка много от истолкования Бахтиным карнавальной культуры: одновременно – замешанного на смерти и противостоящего ей; много завораживающей пестроты.

Раблезианский размах: страсти бушуют, отбрасывая тени в читательские души.

Две супружеские пары, взаимодействующие своеобразно, с линиями жизней переплетенными в тугой интеллектуальный орнамент.

Анна мстит Максиму: убивая любовника, подставляя мужа; изощрённость действа продиктована тайным смыслом образа – града, что живёт предчувствием Апокалипсиса.

Наши времена – последние: о! какие времена не твердят это; однако, нынешние кажется вплотную приблизились к последнему рубежу.

Ведьма летает – как ей положено… Страшна ли «нечистая сила»? – в коей уловлена смысловая пульсация явления: субстанции эти именно нечисты и сильны.

Но можно изображать, как Железняк: под метафизическим углом, острым градусом предупреждения – упаси Бог идти на контакты с оной.

Негатив оборачивается позитивом лишь потому, что бездны жизни театральны, как провидчески замечает автор:

«И умираешь — в своем времени. Чтобы остаться в вечности… Мы все актеры, нет, просто люди, а потом уже персонажи, одинокие в толпе, маленькими героями бредем сквозь декорации жизненного театра, чтобы встретиться на очередной репетиции и сыграть свою роль. Но самое главное — никто не представляет, — куда нас ведут».

Судьба Рыцаря вплетена в действительность и вечность, с которой связан град – наше общество. Появится – не появившись: разгадайте тайну; пересказ закрученного сюжета не нужен.

Град Снежник же вызовет множество ассоциаций: пронизанный авторской фантазией и отблесками героев, уже живущих самостоятельно от автора.

И подведет к открытому финалу:

«Кто скрывается за именами? Кого за ними скрыли?.. Надо ли искать за масками персонажей иной смысл, точнее, прототипы. Похоже, нет, всё и так ясно…

Порыв воздуха ворвался в окно, растрепал листы бумаги, зажатые в руке.

Пустить по ветру?..

Конец?..»

Остается послевкусие, размышление, перебирание чётками ощущений, вызванных романом Николая Железняка.

Яркий аккорд живописной, животрепещущей прозы – потому, что очевидно – роман состоялся, дальше ему – жить в читательских сердцах и душах.


Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кушнер – свет солнечный, Бродский – свет лунный

    24.05.2025
  • «Россия! Родина! Победа!»

    23.05.2025
  • Вождём вождей ты наречён...

    23.05.2025
  • Поколение Победителей

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS