Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2024 г.
Литература Интервью

Гравировка на кольце

В основе любого искусства лежат базовые законы

12 февраля 2024

В человеческой жизни нет ничего выше лирики, считает Денис Осокин. Беседуем с ним о родстве авторской поэзии и фольклора и о том, почему литература не только искусство, но и жречество.

– Читая ваши стихи, улавливаешь их связь с фольклором. Вы согласны с этим? Считаете поэзию и народное творчество «родными сёстрами» или между ними проходит чёткая граница?

– Чётких границ в искусстве я не вижу вообще. И конечно же, народная поэзия и авторская поэзия – родные сёстры. И беломорские петроглифы, к примеру, с любым современным театром или литературным журналом в мегаполисе – «родные сёстры и братья». В основе любого авторства лежит смелое свободное желание человека сделать лучше самого себя и весь мир со всеми людьми, поделиться лучшим, на что способен, при этом никому ничего не навязать, и вера в то, что его старания могут пригодиться.

Из моих произведений очевидно, что фольклор и этнографию народов мира я очень люблю. Именно люблю, мне близка и родна эта сумма знаний. Но как художник я работаю в одиночку, у фольклора ничего не заимствую. Разве что изредка открыто любуюсь и цитирую – мои герои, например, могут спеть народную песню, сказав «есть такая песня» и уточнив, у какого народа. Я очень люблю народную поэзию. Но и авторскую очень люблю. И говорить стараюсь на собственном языке. К этому стремится любой художник. А иначе была бы фальшь.

– Что особенного в мироощущении поэта, чего нет у прозаика, и наоборот? Как удаётся совмещать работу в прозе и поэзии?

– Вот честно – я на своём собственном пути и в своей собственной любви к литературе обхожусь без межеваний, не навожу никаких границ между поэзией и прозой. Я говорю «искусство слова», «художник слова» – для меня это гораздо вернее «поэзии» и «прозы», «поэта» и «прозаика». И базовые законы искусства слова – общие. И Поэзия с большой буквы лежит в основе и того и другого, она лежит в основе любого искусства – и литературы, и архитектуры, и резьбы по кости... Однако привычное понимание, принятое в нашей культуре, не стану отрицать тоже, пускай будет. Паустовский и Платонов – это проза, а Есенин и Фет – поэзия. Песни и баллады – поэзия, сказки и былички – проза… Есть чистые прозаики, есть чистые поэты, а есть те, кто пишет по-всякому – как я.

У меня всё зависит от поставленной задачи, от всего сразу, что влияет изнутри и снаружи на мой выбор отдельно взятого письма, – я могу говорить стихами и не стихами (поэзия, но не стихи – это, пожалуй, проза). Очень часто внутри одного произведения у меня есть и то и другое. То есть если моим героям, существование которых я показывал прозой, вдруг становится нужно спеть и станцевать или послушать песню – они немедленно это делают, и получаются стихи среди прозы. Есть у меня книжечки целиком стихотворные, есть и целиком прозаические. Стихи и прозу я в самом деле пишу примерно пополам.

Давайте так. Искусство слово, умение найти, выбрать редкие слова – то, что роднит литературу с сакральными текстами – молитвами, заговорами, кличами… А любые слова и в любом неограниченном количестве – это речь и быт. Таким образом, помимо всего прочего – литература это ещё и жречество. И жрецам-прозаикам позволительно тратить больше слов за одно высказывание. А жрецы-поэты ещё более сакрализируют свою речь – в том числе, ритмически. Наверное, поэтому фальшивые или недобрые стихи гораздо более несносны, чем такая же проза. И нужны и прекрасны для этого служения и прозаики, и поэты. И небывалая радость, когда лично ты хочешь и можешь и так и так.

Чтобы найти одно слово, или два слова, или три слова – сделать гравировку на кольце – себе или очень важному для тебя другому человеку – можно потратить на поиск половину жизни, можно всю жизнь, а можно так и не найти. Гравировка на кольце – это чистый сакрум, не литература. Себе я лишь пару лет как знаю, что бы написал. Но у меня нет никакого кольца. Другим людям – так и не знаю. Нет и таких задач, я рассуждаю теоретически – чтобы сказать, что литература обретает себя между гравировкой на кольце и словесной бесконечностью на всех языках, включая исчезнувшие, несуществующие и созданные. И на выходе ближе всего к гравировке.

У меня в книге «Танго пеларгония» есть рассказ. Можно я его покажу здесь? Правда, он написан почти 20 лет назад…

Оригами

Необыкновенная печаль серыми ладонями сжимает сердце, когда я думаю об оригами. Это очень-очень правильное искусство. Очень точен его язык. Но я не могу им заниматься: к вечеру первого дня занятий я лягу и умру от старости. Почему так? Вероятно, потому что оригами белое. Потому что под машину попала соседская девочка Лена – любившая оригами больше всего на свете. Потому что его фигуры – умные и смешные. Коэффициент хрупкости в них – самый тот. Потому что оригами – как литература. Более мудрая её сестра. Когда по бумаге не нужно водить ручкой. Можно сложить из неё белую рыбу, белую лягушку – подвесить над изголовьем и лечь спать.

Кстати, ничего выше лирики я в литературе и в человеческой жизни не ведаю. Простого лирического стихотворения, лирической народной песни в две-три строфы или лирической прозы. Это как в физической реальности я не встретил ничего прекраснее, чем первый снег.

– С кем из писателей вы ощущаете родство, кто вам особенно близок? Есть ли книги, которые вы перечитываете?

– Я изредка веду онлайн-мастерские в литературных школах. И вот, желая поделиться со своими слушателями очень важным и очень личным, я постепенно составил список из самых любимых книг и имён писателей, повстречавшихся мне за жизнь. Этот список имеет пять страниц. И я его, само собой, могу продолжать и надеюсь на это. Давайте я назову несколько, не всех!

Писатели, с которыми ощущаю родство: Лорка, Платонов, Коваль, Розанов, Хармс, Вампилов, Спиридон Вангели, Бруно Шульц, Ихара Сайкаку, Пу Сун-Лин, Имант Зиедонис, Рене де Обальдиа, Эрленд Лу, Тувим, Камю, Гейне, Чехов, Лесков, Бунин, Бабель, Петрушевская, Есенин, Хлебников, Айги, Яснов…

Любимые произведения, которые всегда перечитываю, вернее, прокручиваю внутри, потому что и без чтения помню: «Миорица» (румынская народная баллада), «Предание о нишанской шаманке» (маньчжурское народное сказание), «Калевала» (карело-финский эпос, составленный Лённротом, в переводе Бельского), «Сербские народные песни и сказки» из собрания Вука Караджича, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и вообще всё у Аввакума Петрова, «Записки о поисках духов» Гань Бао, «В конце ноября» Туве Янссон, «Моя жизнь в лесу духов» Амоса Тутуолы, «Дао дэ цзин», «Евгений Онегин» Пушкина, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Каталог гор и морей», «Тошнота» Сартра, «Падение» Камю, «Мелкий бес» Сологуба…

– Вы много раз подчёркивали, какое значение имеет для вас Казань, а в одном из интервью сказали, что, даже уезжая, берёте этот город с собой. Почему он вас вдохновляет?

– «Но из этих улиц свитер мне особо впору…» – цитирую себя, строки из поэмы «Ледянка». Поэтому. Но меня вдохновляет весь пёстрый мир и его закоулки…

– Генри Лонгфелло сравнивал поэзию с солнцем. А Давид Самойлов писал: «Поэзия должна быть странной, / Шальной, бессмысленной, туманной, / И вместе ясной, как стекло…» У Бориса Пастернака: «Это – слёзы вселенной в лопатках». Какое ваше определение поэзии?

– Эти определения все прекрасны и верны. И я, и вы – мы с вами знаем ещё и множество других блестящих определений поэзии.

Я не большой любитель и, соответственно, мастер дефиниций. Может, поэзия – это лучшее, на что ты способен? Если Бог дал тебе эти способности вдобавок… Ведь вся твоя личная жизнь – обычна, ткань её одинакова для всех. Поэзия же – это наилучшее. Это превосходная степень слова «хорошо», которую можно встретить и явить на Земле, будучи живым человеком. Возможно, когда мы перестанем жить, нам объяснят, что это была наша самая большая земная иллюзия. Или мне объяснят. Но я ведь не один примерно так это чувствую и думаю… Там разберёмся – а пока так.

«ЛГ»-досье

Денис Сергеевич Осокин – российский прозаик, поэт и сценарист. Родился в 1977 году. Выпускник филологического факультета Казанского университета. Автор книг «Барышни тополя», «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Огородные пугала с ноября по март», «Goldammern / Овсянки: на немецком языке». Сценарист фильмов «Одя», «Шошо», «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Ангелы революции», «Ада» и других. Лауреат литературных премий «Дебют» (2001), «Звёздный билет» (2008), Премии имени Андрея Белого (2013), кинопремий «Ника» (2010), «Белый слон» (2010, 2013), «Кинотавр» (2013) и других. Лауреат Государственной премии Республики Марий Эл в области театрального искусства имени М. Шкетана (2019), Государственной премии Республики Татарстан в области культуры и искусства имени Габдуллы Тукая (2020). Член Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона (с 2011), Европейской киноакадемии (с 2011), Союза кинематографистов РФ (с 2016), Русского ПЕН-центра (с 2022). Живёт в Казани.

Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Секретные коды

    28.05.2025
  • Этюд о «праведной ненависти»

    28.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS