Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2014 г.
  4. № 40 (6482) (15.10.2014)
Искусство Культура

«Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!»

На закрытие выставки Дмитрия Пригова в Третьяковке

15 октября 2014

Само по себе слово «концептуализм» – и звучанием, и контекстом, и тоном, каким его обычно произносят, – указывает на сложность явления. Однако же, если назвать явление как-то попроще, то, может, и разобраться в нём получится меньшей кровью. Ну, вот, скажем, например, не «концептуализм», а коротко и вульгарно – «хрень». В конце концов, если концептуалисты могут использовать приём упрощения, почему нельзя и по отношению к ним его применить?

Итак, забудем о концептуализме и станем говорить о хрени. Повод такой. На носу радостное событие – закрытие выставки Пригова в Третьяковке. Да-да, того самого Пригова, в той самой Третьяковке…

Собираясь в Третьяковскую галерею (не важно, в главную или на Крымском Валу), обычно как-то приосаниваешься, надеваешь лучшее, открываешь сердце. Такое место.

В принципе Третьяковка могла бы обратиться к очереди, стоящей в неё: «Вас много, а я одна»; и очередь бы не обиделась, потому что права Третьяковка на сто процентов.

Да, есть Пушкинский, но там что?.. Платья Юдашкина. Да, есть Эрмитаж, но там всего-то навсего – картины Сильвестра Сталлоне. А здесь – Пригов, которого специалисты по актуальному искусству называют прямо-таки гением. Получается, в Третьяковке заканчивают экспонировать работы гения хрени.

Как вообще эта хрень начиналась?..

Несколько десятилетий тому несколько десятков человек решили, что цель искусства – избавить человека от иллюзий, а средство достижения этой цели – «жест». Энтузиасты постановили: искусство должно освободить человечество от стереотипов, территория искусства отныне становится местом игры, эксперимента, что позволит человеку изменить «оптику» восприятия действительности.

Искусство, решили они, не для духовных поисков и нравственных изысканий. Сакральность, религиозность в искусстве – христианская ли, коммунистическая ли – утверждает жёсткую систему императивов, ограничений, а значит, обедняет жизнь индивидуума. Тогда как индивидууму следует, наоборот, избавиться от каких-либо представлений об иерархии. Так вот, хрень уничтожит иерархическую систему как таковую! Однако для осуществления многообещающего плана нужны условия.

8-2-40.jpgГлавное – как-то внести хрень в музей. В прямом смысле. Ведь произведением становится не картина или скульптура, а что угодно, что попало – булыжник, рваная газета, какашка… Но только, чтоб не в привычной обстановке всё это богатство находилось, а обязательно в музейном пространстве.

Концептуалисты решили эксплуатировать нацеленность зрителя на встречу с прекрасным. Ту самую воодушевлённость, предшествующую культпоходу, – открытое сердце обывателя, который имеет какие-то ожидания, стереотипы, а «жест» с этими стереотипами никак не совпадёт. Вот он – конфликт, драматургия, игра. В результате обыватель – что? Правильно: он откроет нечто для себя важное – чакры, канал связи с космосом, тоталитарную сущность советской власти…

Реализацию этого принципа довелось наблюдать прямо на выставке Пригова. Пройдя по обширной экспозиции разнообразной, разномастной, разноликой хрени, один из посетителей, возбуждённый и радостный, обратился к смотрительнице: «Неужели это ВСЁ сделано ОДНИМ человеком?..» Смотрительница, несколько утомлённая звуковым сопровождением инсталляций (аудиозаписью бессвязных воплей автора), измерила холодным взглядом экскурсанта, однако слов цензурных не нашла. Только едва-едва кивнула, да, мол, одним человеком. «Какой всё-таки великий труженик!» – пылко и совершенно искренне поделился эмоциями посетитель. (Да, и действительно много чего навырезал макетным ножом Дмитрий Пригов, пусть и не очень аккуратно, но количество стахановское). Смотрительница, испытующе глядя в глаза визави (простака годков шестидесяти в парадном свитере), выдавила: «Поднимайтесь по лестнице, там продолжение».

Иконописный жест смотрительницы (поднятый к небу указующий перст) был с намёком. Наверху наконец начиналось настоящее – постоянная экспозиция «Искусство ХХ века» – Филонов, Родченко, Дейнека, Пименов, Мухина… Но кроме русской, советской классики там ещё и обширная выставка советских художников, работы с 60-х по 90-е – демонстрация разнообразия стилей, манер и концепций, удивительное и явственное доказательство бурной художественной и выставочной жизни в СССР.

Там наверху мужик в свитере куда-то делся, рыдал, наверное, в тёмном углу, впечатлённый трудолюбием сограждан и масштабами советского пластического искусства – от реалистического до абстрактного. Зато по залу ходили англоязычные иностранцы, к которым хотелось подойти, взять за воротник, встряхнуть с риторическим вопросом: ну что, как вам искусство мрачных тоталитарных времён, не слишком ли мало свободы на ваш вкус?

…Генераторы хрени ненавидели СССР, потому как одних советская власть в музеи пускала, мастерские на Малой Дмитровке давала, а другим – хрен. Хрень свою ни в одну галерею пристроить было нельзя. Да и мастерская где-нибудь аж на Вавилова... Но ведь «жест», осуществлённый у чёрта на рогах, в антисанитарных условиях неубранной мастерской, теряет силу воздействия! Это же очевидно! Необходима музейная драматургия, столкновение наивных ожиданий смотрящего с разоблачительной демифологизацией!

Новая власть устами худруков, кураторов и галеристов сказала хрени «добро пожаловать», вышла с хлебом-солью на ступеньки государственных музеев. Как же это всё-таки сладко – демифологизировать мифы, деконструировать ценности на территории главных галерей страны! Тем более что энтузиасты хрени как бы и право имеют. Дмитрий Пригов, например, то и дело ронял, какой он большой знаток классического рисунка, напоминал о своём академическом образовании. По интонации, аргументации точно так же делают продавцы бадов, у них тоже апелляция к официальной медицине обязательный элемент окучивания клиента.

Вообще все аферисты похожи. Например, шулеры, называющие себя каталами (эвфемизм не хуже «концептуализма»), очень напоминают замашками корифеев «арта». И у тех, и у других кастовость является важной приметой профессионального сообщества. У катал – маячки, секретные сигналы, с помощью которых раздевают лоха. У концептуалистов – мудрёный язык культурного междусобойчика.

«Будучи тонким аналитиком, он прочувствовал систему современного искусства как жёсткую, тоталитарную систему запретов и обнажил её в качестве негативной теологии», – пишут на стене экспозиции крупными буквами, убеждая зрителя поверить в гений Пригова. Каталы знают, сидя за столом, кто передёргивает, а кто жертва. Концептуалисты тоже с интересом следят за новыми фокусами коллег. Шулеры нацелены на деньги. Апологетов хрени интересует мировоззрение простака. Пригов и компания лишают обывателя нравственных опор, духовность норовят умыкнуть.

А с виду безобидный вроде был человек. Болезненного вида, ничего угрожающего в осанке, и не скажешь, что по твою душу на свет явился. Богемная интеллигенция очень любила и продолжает любить его «милые смешные стихи» – нарочитую стилизацию графомании, которой автор неловко маскировал истинную графоманскую сущность своих поэтических опытов. Но в 70-е все эти мелочные антисоветские опусы про кулинарию и милиционера казались, видимо, интеллигентным людям глотком свободы…

Безобидная, безопасная фронда советскому строю всё же усиливает нынешние позиции Дмитрия Пригова на рынке концептуализма, помогает сколотить репутацию. Кураторы выставки подчёркивают факт, что «мастер обращался к проблеме сакрализации власти» – божественной и государственной.

Был ли он диссидентом? Конгениален ли он Солженицыну?.. Когда читаешь восторженные оценки его творчества в официозной «Российской газете», кажется, да – сравнимые величины.

Словосочетание «труженик культуры» журналистка «РГ» употребляет в отношении Пригова с той же восторженностью, что и мужик в свитере. Круг замкнулся. Государственная машина в лице кураторов, прессы, научного сообщества окончательно приютила хрень в стенах музея, в пространстве высокого искусства. Выставка Пригова в Третьяковке закрывается, однако наследие творца обширно и разнообразно. Наверняка будут новые встречи с прекрасным, новые выставки… В Манеже? Кремле?


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Энтузиазм сотрудников Третьяковской галереи во главе с непотопляемой Ириной Лебедевой по внедрению в общественное сознание творчества Д.А. Пригова поражает. С настойчивостью, достойной лучшего применения, они проводят не только выставку, полемические заметки о которой вы прочитали, но и... В здании на Крымском Валу звучит вокальный цикл Михаила Броннера «Слёзы геральдической души» на стихи, разумеется, Пригова, лекция профессора из Берлина «Пригов как иностранец», вечера «Джаз с Приговым», «Космос Пригова», перформанс неведомой Галины Шестаковской и мероприятие под названием «Как сделать оперу с Приговым». Лауреат Госпремии России Ирина Прохорова, воспользовавшись случаем, представит полное собрание сочинений Пригова, вышедшее в издательстве НЛО, прогремит ансамбль ударных инструментов... Желающим покажут документальный фильм с предостерегающим вопреки воле авторов названием «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!». Вот именно. К Государственной Третьяковской галерее эти слова относятся напрямую.

Тэги: Скандал Дмитрий Пригов
Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент по переписке

    27.06.2024
  • Немузыкальная история

    24.04.2023
  • Запретить Дмитрия Быкова

    31.08.2022
  • Выслать на хрен из России!

    01.08.2022
  • В Пензе «убрали» Акунина

    17.04.2022
  • Дело чести, или Ну как не порадеть родному человечку!

    707 голосов
  • Под солнцем железобетонного оптимизма

    243 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Вольные бюджетники и немотствующий народ

    115 голосов
  • Райкин-сын разбушевался

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS