Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 марта 2021 г.
Телеведение

Гражданин Манкевич

Кому Дэвид Финчер поставил памятник?

31 марта 2021
Магнаты Майер (Арлисс Ховард) и Херст (Чарльз Дэнс)

Церемония награждения самой престижной кинопремией мира в этом году состоится не в феврале, как обычно, а из-за пандемии в конце апреля. Несколько выпусков «Киномеханики» мы посвятим номинантам «Оскара», которых назвали американские киноакадемики. Их выбор не всегда совпадает с мнением публики, а в последние годы всё чаще вызывает изумление «политической подоплёкой». Что, в частности, выразилось в установлении новых правил отбора фильмов, имеющих право претендовать на награды. Стандарты, касающиеся необходимости присутствия сексуальных меньшинств, чернокожих, цветных и людей с ограниченными возможностями, начнут действовать с 2024 года. Фильм Дэвида Финчера «Манк» новым правилам не соответствует совсем. Но номинаций у него больше, чем у тех, кто стандартам следует, – десять! Почему? Он – о святая святых, о Голливуде 30-х.

Фильм посвящён талантливому сценаристу и журналисту Герману Манкевичу, прославившемуся тем, что писал сценарий «Гражданина Кейна», величайшего фильма ХХ века, как считают в США.

В связи с «Кейном» раньше вспоминали только его выдающегося создателя, режиссёра и продюсера Орсона Уэллса, сыгравшего ещё и заглавную роль, – он, разумеется, принимал деятельнейшее участие и в написании сценария. Безусловно, фильм этот в первую очередь его авторское высказывание, и тут редкий случай, когда важнее не что, а как – мало ли было сценариев о восхождении к Олимпу и крушении. И заметим, это дебют Уэллса – талантливейшему самородку было всего двадцать четыре года!

В фильме возрастные и личностные позиции существенно изменены, сыгравший Орсона Том Бёрк почти вдвое старше своего героя и втрое подлее. Уэллс в фильме хочет, чтобы только его имя значилось в титрах в качестве автора сценария, и требование Манкевича приводит Орсона в бешенство. Он смотрится здесь не как юный дебютант, а как циничный тиран, не имеющий никакого отношения к творчеству, диктующий художнику, что и как ему делать, эдакий Сальери, желающий унизить и ограбить Моцарта.

На самом деле всё было не так, если не наоборот. Но Финчеру нужен в центре свободолюбивый творец. И это Манк, который в подпитии говорит страшную правду олигархам. Всесильные владельцы газет и киностудий держат Манкевича в своём кругу в качестве шута, но в какой-то момент шут вышел из-под контроля и выблевал им в лицо всё, что он о них думает. И эта отчаянно независимая позиция, по мнению Финчера, и дала Манку право расписать историю своего героя, газетного магната Чарльза Кейна, с такой беспощадной свободой.

Но верится в это с трудом, способен ли усталый шестидесятилетний (возраст не спрячешь) философ, каким играет Манка Гари Олдман, на то, на что может решиться сорокалетний алкоголик? И замечательный фильм этот памятник не ему, а именно творческой свободе и гению великого кинематографиста. И это, конечно, не Манк, а, как ни странно, всё же Уэллс. Открытия режиссёра, а не сценариста, удивительные новаторские приёмы Орсона Уэллса использует и цитирует Финчер. Только вот темперамента юного самородка у него нет, он замещается чудесными ностальгическими пейзажами – фильм сказочно красив и кажется цветным, хотя он, как и «Гражданин Кейн», чёрно-белый.

«Манк» основной претендент на «Оскара». Отметим, что прорывную «Аферистку», о которой мы писали, не удостоили даже номинаций.

Александр Кондрашов

Тэги: Александр Кондрашов Дэвид Финчер Чарльз Дэнс
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Люди добрые

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS