Церемония награждения самой престижной кинопремией мира в этом году состоится не в феврале, как обычно, а из-за пандемии в конце апреля. Несколько выпусков «Киномеханики» мы посвятим номинантам «Оскара», которых назвали американские киноакадемики. Их выбор не всегда совпадает с мнением публики, а в последние годы всё чаще вызывает изумление «политической подоплёкой». Что, в частности, выразилось в установлении новых правил отбора фильмов, имеющих право претендовать на награды. Стандарты, касающиеся необходимости присутствия сексуальных меньшинств, чернокожих, цветных и людей с ограниченными возможностями, начнут действовать с 2024 года. Фильм Дэвида Финчера «Манк» новым правилам не соответствует совсем. Но номинаций у него больше, чем у тех, кто стандартам следует, – десять! Почему? Он – о святая святых, о Голливуде 30-х.
Фильм посвящён талантливому сценаристу и журналисту Герману Манкевичу, прославившемуся тем, что писал сценарий «Гражданина Кейна», величайшего фильма ХХ века, как считают в США.
В связи с «Кейном» раньше вспоминали только его выдающегося создателя, режиссёра и продюсера Орсона Уэллса, сыгравшего ещё и заглавную роль, – он, разумеется, принимал деятельнейшее участие и в написании сценария. Безусловно, фильм этот в первую очередь его авторское высказывание, и тут редкий случай, когда важнее не что, а как – мало ли было сценариев о восхождении к Олимпу и крушении. И заметим, это дебют Уэллса – талантливейшему самородку было всего двадцать четыре года!
В фильме возрастные и личностные позиции существенно изменены, сыгравший Орсона Том Бёрк почти вдвое старше своего героя и втрое подлее. Уэллс в фильме хочет, чтобы только его имя значилось в титрах в качестве автора сценария, и требование Манкевича приводит Орсона в бешенство. Он смотрится здесь не как юный дебютант, а как циничный тиран, не имеющий никакого отношения к творчеству, диктующий художнику, что и как ему делать, эдакий Сальери, желающий унизить и ограбить Моцарта.
На самом деле всё было не так, если не наоборот. Но Финчеру нужен в центре свободолюбивый творец. И это Манк, который в подпитии говорит страшную правду олигархам. Всесильные владельцы газет и киностудий держат Манкевича в своём кругу в качестве шута, но в какой-то момент шут вышел из-под контроля и выблевал им в лицо всё, что он о них думает. И эта отчаянно независимая позиция, по мнению Финчера, и дала Манку право расписать историю своего героя, газетного магната Чарльза Кейна, с такой беспощадной свободой.
Но верится в это с трудом, способен ли усталый шестидесятилетний (возраст не спрячешь) философ, каким играет Манка Гари Олдман, на то, на что может решиться сорокалетний алкоголик? И замечательный фильм этот памятник не ему, а именно творческой свободе и гению великого кинематографиста. И это, конечно, не Манк, а, как ни странно, всё же Уэллс. Открытия режиссёра, а не сценариста, удивительные новаторские приёмы Орсона Уэллса использует и цитирует Финчер. Только вот темперамента юного самородка у него нет, он замещается чудесными ностальгическими пейзажами – фильм сказочно красив и кажется цветным, хотя он, как и «Гражданин Кейн», чёрно-белый.
«Манк» основной претендент на «Оскара». Отметим, что прорывную «Аферистку», о которой мы писали, не удостоили даже номинаций.
Александр Кондрашов