Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 октября 2024 г.
  4. № 39 (6953) (02.10.2024)
Телеведение

Гражданин начальник

На смерть Романа Мадянова

03 октября 2024
Роман Мадянов в фильме «Штрафбат»

Мадянов стал сниматься школьником, уже тогда насупленным и основательным. Его брали играть не наивняшек с лопаткой, а хмурых провинциальных гаврошей. Оттого и не попал в пул ясноглазых бебистаров типа Феди Стукова: к умилению не располагал и на обложке журнала «Экран детям» смотрелся бы угрожающе.

Плыл по Миссисипи-реке с беглым негром (Гек Финн в «Совсем пропащем» Данелии).

Выходил с кирпичом на нож старшеклассника («Весенние перевёртыши» по Тендрякову).

Пародировал правильных и целеустремлённых советских детей («Всё дело в брате»).

Двигался вперевалочку – босой и в кирзачах. Посматривал на мир исподлобья. Невзирая на косолапость (или именно из-за неё), во всех трёх фильмах обращал на себя заинтересованное внимание девочек, в последнем – пионерской богини Наташи Сеземан, год спустя отнявшей юное сердце у дебютанта Миши Ефремова в «Когда я стану великаном».

И везде – с 11 лет – категорически был Романом. В титрах детских картин среди Петь, Алёш и Серёж значилось: «Роман Мадянов».

По-взрослому себя поставил, без скидочек.

Глядел в упор.

Отвечал на вопросы твёрдым «да» и «нет».

Гнул свою линию.

Фрол Калиткин из «Всё дело в брате» стал прообразом большинства его будущих героев. Одно только редкое для пионера имя восходило к самовитым купцам А.Н. Островского, которых артист Мадянов вскорости переиграет в избытке. Сценарист, ехидный молодой Лунгин, зримо издевался над расхожей маской идеального ребёнка, оттого фильм и прошёл тихо: дети просто ничего не поняли, а из взрослых кто понял – помалкивал в тряпочку. Фрол занимал разом все выборные должности: старосты, редактора стенгазеты, начштаба «Зарницы» и председателя совета отряда. Кидал несогласных через пупок. Давил авторитетом. Поучал. Подозревал. Перевоспитывал. «Ковал счастье людское у них на голове», как скажет сам Мадянов ещё в одной роли. Был обобщённым будущим гражданином начальником, думным боярином, его превосходительством и всеми распашными олигархами-управленцами. Разве что в бытность пионером чужого не брал – но аппетит, как известно, приходит во время еды.

В ГИТИС поступил под зарок в годы учёбы не сниматься. По выпуску отслужил в РВСН. Вернувшись, отыграл ещё 207 ролей в придачу к первым десяти, приблизившись к рекордсменке этого дела Любови Соколовой (кстати, жене его первооткрывателя Данелии) – у той было 350. Женился сразу и навсегда, а не щеголял перечнем былых подруг и дульсиней. Рыбалку любил – так, трижды ходил к Урганту в «Смак» разную рыбу готовить.

Лукаво пёр по жизни и кино улучшенным танком Т-90.

Был гостем на свадьбе, прапорщиком, особистом и сотней милиционеров. Милиционеры квасили все – в «Копейке», «Бабле», «Иронии судьбы 2» и «Диком поле». Под мухой собирал глаза в кучку, а губы – в стрелочку, хмурил брови и раздувал щёки. В «Диком поле», штурмуя засевших в сарае урок, бил с «калаша» одиночными и орал гениальное луциксаморядовское: «В районе – суки, в области – суки, в Кремле – суки сидят! Продали всё – патронов не допросишься! Эй, вошь! Ты там не вздумай сдаваться, я пленных уже четыре года не беру!» Но голову мертвецу рубить лопатой не дал: показал власть оборзевшим и озверевшим станичникам. Фильм у режиссёра не вышел – один только Мадянов там на месте и был. Тревожно, говорил, стало в степи, а я один здесь милиционер на 20 хуторов. А и впрямь же было тревожно, в ранних-то 90 х.

Особистом всегда ходил врасстёжку, по-хозяйски – чтоб воротом толстую шею не жать. Глазами сверлил, измену искал, с деланым сочувствием выводил на чистую воду – в «Штрафбате» особенно. Застегнуться пришлось только в «В круге первом» в роли начальника Смерша Абакумова: к Сталину на доклад в таком виде не явишься. На пару с А.С. Смирновым отыграли там ключевую сцену, где зэк Бобынин перед главой МГБ вставать отказывается: я вам нужен, а вы мне – нет. Смирнов партнёра запомнил и позвал уже в свой следующий фильм – «Француз».

Кривлялся «под Ильинского» в «Орловой и Александрове». Вытирал испарину, прижимал портфель, прочищал пальцем ухо от ора народных талантов.

Бисировал в бессмертном номере «Собрание на ликёро-водочном заводе» для сборника жванецких миниатюр «Одесский пароход»: «А что-то я не вижу здесь начальника транспортного цеха». «Водители Ларионов и Кутько…» Фильм опять не удался, и опять Мадянов был безупречен.

Так и дорос потихоньку до вельмож и царедворцев – сначала советских (Фрунзе, Киров, Абакумов), потом и имперских (Морозов, Мордвинов, Шувалов). Пиком стало приглашение на роль Аракчеева в «Союз спасения». Граф был мужчиной сухощавым и желчным, а артист – сдобным и ругательским, но облик сановного держиморды уже настолько ассоциировался именно с ним, что авторы портретного сходства искать не стали. Так Жаров исполнял когда-то Малюту: жирным зайцем при Иване и коршуном поверх остальных.

Злодеи, сыгранные тысячекратно, его не портили: даже в самых аспидах чувствовалось нечто человеческое.

Играл бы и дальше, удил бы и дальше, да рак скосил в одно лето. Незаконченными остались 10 картин (хорошо, если роли доделаны). Подвис, как и в первую экранизацию, «Момент истины» по Богомолову. Тогда, в невышедшей постановке Жалакявичюса, исполнитель роли начразведки Егорова Бронюс Бабкаускас покончил с собой из-за диких болей в спине. Теперь на той же роли скончался Мадянов.

И всё же, и всё же.

Посреди десятка ролей уйти – уметь надо.

Целеустремлённый Фрол Калиткин исполнителем был бы доволен.


Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS