В книгу, посвящённую Году литературы, вошли работы участников конкурсов «Рукописная книга» и «Мастера волшебной кисти». Их проводит Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи имени В.П. Поляничко, недавно отметивший своё 20-летие.
Этот юбилей – повод подвести итоги. А они впечатляют. В области насчитывается 180 литобъединений. Диапазон их занятий – от «внеклассной работы по предмету до настоящей исследовательской деятельности по историко-литературному, этнографическо-краеведческому, литературоведческому направлениям», – отмечает руководитель литературной гостиной Дворца творчества И.Н. Санникова. В заключительной части книги речь идёт об опыте некоторых лито. В том числе об областном объединении имени В.И. Даля. О его руководителе (и составителе сборника) недавно в «ЛГ» сказал Владислав Бахревский: «За 50 лет… Хомутов вырастил целую когорту выдающихся мастеров слова, но главное – создал в огромной Оренбургской области творческую среду любящих и знающих русское слово, грибницу талантов».
Работы самих школьников сгруппированы по шести разделам. В открывающих сборник «Аксаковских страницах» ребята рассказывают о поездке в музей-заповедник С.Т. Аксакова. Не только о впечатлениях от старинной усадьбы и уникальной природы, но и о том, как они «лечили» больные деревья, убирали берег пруда и спуск к роднику, о чём написали Кирилл Поляков и Даниил Филимонов.
Экологическая тема звучит и в других разделах – «Зелёных…» и «Пушистых страницах». Литературные опыты ребят дают представление о богатстве и разнообразии природы Оренбуржья. Если аксаковские места – это лесистые холмы, то юго-восток области – бескрайняя степь, о которой с неподдельной любовью пишут Бауржан Бурамбаев и Алина Куздубаева – о весеннем «разноцветном ковре» тюльпанов, который сменяется «серебристым морем» ковыля, о здешней фауне… А о национальном разнообразии жителей области можно судить по фамилиям авторов.
И не только. Наталья Пеннер из Сорочинска заинтересовалась происхождением местных географических названий. Предки Натальи переселились из Германии в Россию более двух столетий назад. Позже они оказались в Оренбуржье, где уже жили русские, казахи и башкиры. Автор выяснила, что здешние топонимы – тюркского, немецкого, русского и смешанного происхождения, и отражают традиции, обычаи народов.
Занятиям, быту людей разных национальностей, веками живущих вместе, посвящена экспозиция Народного историко-краеведческого музея села (!) Подольск. Музей – «место, где встречаются прошлое и настоящее», – считает автор рассказа о нём Евгений Зотов. Здесь, действительно, есть на что посмотреть: «сарматские мечи, наконечники стрел, бронзовые и глиняные изделия древних мастеров, найденные на этой территории». А также комнаты – немецкая, русская, башкирская, где представлены старинные предметы, например, фисгармония, изготовленная в 1824 году…
Интересы ребят устремлены не только в прошлое своей малой родины. «Я занимаюсь в краеведческом кружке «Патриоты», – пишет Юлия Низамутдинова, – и мы с нашим руководителем М.А. Кондусовой хотим восстановить наш пруд», который пришёл в запустение…
Наряду с краеведением юные авторы увлекаются изучением истории своих семей. Анастасии Разгулиной в этом помогает бабушка. Девочка пишет: «Родословное древо наше растёт – на данный момент содержит семьсот персон», там есть «информация о десяти поколениях», причём, подтверждённая документами. А Вера Бархатова, записавшая семейное предание о своём прадеде, уверена: «родословное древо моей семьи… не завянет». Эти работы составили раздел «Семейные страницы».
«Поэтические страницы» представляют стихи юных оренбуржцев – неровные, но подчас радующие неожиданным взглядом (Глеб Коновалов, Александр Мальцев), неповторимой интонацией (Валерия Пьянкова, Сергей Семёнов), свежим эпитетом (Валерия Пантелина, Евгения Мухина), запоминающимся образом (Юлия Бельчикова, Юлия Шошина).
В разделе «Солнечные страницы» выделяются рассказы Анастасии Мишуровой о Свято-Троицкой Симоновой обители милосердия и православной гимназии при ней и Алины Уряшевой о школе № 41 – одной из старейших в Оренбурге.
Выход этой книги – запоминающееся событие в жизни юных авторов и их наставников, но важно, что сама она содержит богатый материал для осмысления многолетнего и успешного опыта работы со школьниками оренбургских педагогов и писателей.