Александр Демченко
Самый примитивный путь в рассказывании истории о выдающейся творческой личности – залезть в корзину с грязным бельём творца. Не разбираться в зачастую противоречивом внутреннем мире гения, а дать публике только пороки, скандалы, показать лишь тёмную сторону. Что ещё хуже: гиперболизировать непотребства, довести до отталкивающего мифа. И получается по некоторым нашим художественным произведениям, что Достоевский – бьющийся в истерике игроман-эпилептик, Есенин – буйный алкаш, а Высоцкий – скрюченный в ломке наркоман. Гении, а такая мерзость. Ну-ну. А что они сделали важного для страны, русской и мировой культуры – это, как считают некоторые «осмыслители», не нужно рассказывать-показывать: то якобы неинтересно читателю-зрителю...
С писателем, политиком Эдуардом Лимоновым режиссёр Кирилл Серебренников провернул нечто схожее в «Лимонов: Баллада об Эдичке». Через красивую картинку (умеет снимать Серебренников, спора нет), сцена за сценой, зрителям демонстрировали лимоновское грязное бельё. Ну как лимоновское: его, но и не его. В «Балладе…» смешали Эдуарда Вениаминовича (правду) и Эдичку (миф). Создаётся ощущение, что для Серебренникова пробивной Лимонов (борец, революционер, политическая глыба) и инфантильный Эдичка (самовлюблённый, нюхающий трусы своей музы Елены незадачливый писатель-психопат) – одна личность. Режиссёр так выстраивает повествование, что миф поглощает правду, обнуляет всем известного адекватного Лимонова. Здесь очень малого про талантливого писателя, ничего про переживающего за русских политика, зато через край о психически неустойчивом эмигранте, до болезненного амбициозном молодом неудачнике, ничтожестве. Даже когда к герою по сюжету приходит литературный успех (кино-то про мечту – и мечта сбылась) – то и здесь он мерзок, своим неуместным эксцентричным поведением вызывает недоумение. Он не меняется, оставаясь всё тем же озлобленным, обиженным на мир ублюдком (только теперь известным). Был ли только таким Лимонов? Конечно, нет. Как и за любым творцом, водились грешки, но в меру. В «Балладе…» это раздули.

Почти весь фильм строится на нелицеприятных клише о Лимонове-Эдичке. Душил Елену за измену. Охотился с ножом на её ухажера. С афроамериканцем… Ну вы поняли. Куда уж без этой «визитки». И прочее непристойное, возможно, полуавтобиографическое, но не очень-то работающее на сюжет, на трансформацию героя. Необязательные эпизоды. Грязь ради грязи. Эпатаж. А ведь есть там более значимые сцены, которые выдали за проходные. Расширь их, поднакрути – могла бы получиться цельная интересная, живая история. Так это – подборка провокативных полубрехливых лоскутов. Даже там, где высокие чувства, истинная любовь, хоть какая-то надежда на человеческое, – вновь жди через некоторое время грязь. Серебренникову удалась шикарная сцена у океана: счастливые беззаботные Эдичка (Бен Уишоу) и Лена (Виктория Мирошниченко) резвятся у воды. Настоящий триумф любви. Такое светлое пятно в этой картине. И ему бы расширяться, пусть и через испытания (как было в жизни Лимонова) двигать Эдичку к успеху, но создатели дали мало экранного времени Елене. А ведь она была двигателем для нашего героя. Что бы там ни говорили, но не будь Елены – не было бы и Эдички, а там и писателя Лимонова.
Ещё один важный момент: как показан в фильме политик Лимонов образца 90-х – начала 2000-х годов. В оппозиции к власти, не идущий на сделки с чекистами, принимающий мученичество – русскую тюрьму. Всё это было. На том и завершается лента. И тут происходит главный как бы обман: из Лимонова попытались слепить «либерала» и «жертву» режима. Мол, дед-то наш вон в контрах с властями и вообще почти миротворец. Но будь честны создатели ленты, они вспомнили бы про участие Лимонова в войне на Балканах. Упомянули бы его отношение к Русскому миру. Наконец сказали бы про конфликт с российской оппозицией. Но не захотели того сделать. Впрочем, спасибо, что показали лимоновский бункер, попытались передать царившую в нём атмосферу. Очень хорошо получилось. Я поверил. В остальном же – много вопросов, разочарование от картины…
Другое мнение в статье: "Лимонов у каждого свой"