Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 августа 2025 г.
  4. № 33 (6997) (20.08.2025)
Телеведение Pro & Contra

Грязная баллада

О киноленте «Лимонов: Баллада об Эдичке»

20 августа 2025
Виктория Мирошниченко (Елена) и Бен Уишоу (Эдик)

Александр Демченко

Самый примитивный путь в рассказывании истории о выдающейся творческой личности – залезть в корзину с грязным бельём творца. Не разбираться в зачастую противоречивом внутреннем мире гения, а дать публике только пороки, скандалы, показать лишь тёмную сторону. Что ещё хуже: гиперболизировать непотребства, довести до отталкивающего мифа. И получается по некоторым нашим художественным произведениям, что Достоевский – бьющийся в истерике игроман-эпилептик, Есенин – буйный алкаш, а Высоцкий – скрюченный в ломке наркоман. Гении, а такая мерзость. Ну-ну. А что они сделали важного для страны, русской и мировой культуры – это, как считают некоторые «осмыслители», не нужно рассказывать-показывать: то якобы неинтересно читателю-зрителю...

С писателем, политиком Эдуардом Лимоновым режиссёр Кирилл Серебренников провернул нечто схожее в «Лимонов: Баллада об Эдичке». Через красивую картинку (умеет снимать Серебренников, спора нет), сцена за сценой, зрителям демонстрировали лимоновское грязное бельё. Ну как лимоновское: его, но и не его. В «Балладе…» смешали Эдуарда Вениаминовича (правду) и Эдичку (миф). Создаётся ощущение, что для Серебренникова пробивной Лимонов (борец, революционер, политическая глыба) и инфантильный Эдичка (самовлюблённый, нюхающий трусы своей музы Елены незадачливый писатель-психопат) – одна личность. Режиссёр так выстраивает повествование, что миф поглощает правду, обнуляет всем известного адекватного Лимонова. Здесь очень малого про талантливого писателя, ничего про переживающего за русских политика, зато через край о психически неустойчивом эмигранте, до болезненного амбициозном молодом неудачнике, ничтожестве. Даже когда к герою по сюжету приходит литературный успех (кино-то про мечту – и мечта сбылась) – то и здесь он мерзок, своим неуместным эксцентричным поведением вызывает недоумение. Он не меняется, оставаясь всё тем же озлобленным, обиженным на мир ублюдком (только теперь известным). Был ли только таким Лимонов? Конечно, нет. Как и за любым творцом, водились грешки, но в меру. В «Балладе…» это раздули.

Русский поэт в Нью-Йорке

Почти весь фильм строится на нелицеприятных клише о Лимонове-Эдичке. Душил Елену за измену. Охотился с ножом на её ухажера. С афроамериканцем… Ну вы поняли. Куда уж без этой «визитки». И прочее непристойное, возможно, полуавтобиографическое, но не очень-то работающее на сюжет, на трансформацию героя. Необязательные эпизоды. Грязь ради грязи. Эпатаж. А ведь есть там более значимые сцены, которые выдали за проходные. Расширь их, поднакрути – могла бы получиться цельная интересная, живая история. Так это – подборка провокативных полубрехливых лоскутов. Даже там, где высокие чувства, истинная любовь, хоть какая-то надежда на человеческое, – вновь жди через некоторое время грязь. Серебренникову удалась шикарная сцена у океана: счастливые беззаботные Эдичка (Бен Уишоу) и Лена (Виктория Мирошниченко) резвятся у воды. Настоящий триумф любви. Такое светлое пятно в этой картине. И ему бы расширяться, пусть и через испытания (как было в жизни Лимонова) двигать Эдичку к успеху, но создатели дали мало экранного времени Елене. А ведь она была двигателем для нашего героя. Что бы там ни говорили, но не будь Елены – не было бы и Эдички, а там и писателя Лимонова.

Ещё один важный момент: как показан в фильме политик Лимонов образца 90-х – начала 2000-х годов. В оппозиции к власти, не идущий на сделки с чекистами, принимающий мученичество – русскую тюрьму. Всё это было. На том и завершается лента. И тут происходит главный как бы обман: из Лимонова попытались слепить «либерала» и «жертву» режима. Мол, дед-то наш вон в контрах с властями и вообще почти миротворец. Но будь честны создатели ленты, они вспомнили бы про участие Лимонова в войне на Балканах. Упомянули бы его отношение к Русскому миру. Наконец сказали бы про конфликт с российской оппозицией. Но не захотели того сделать. Впрочем, спасибо, что показали лимоновский бункер, попытались передать царившую в нём атмосферу. Очень хорошо получилось. Я поверил. В остальном же – много вопросов, разочарование от картины…

Другое мнение в статье: "Лимонов у каждого свой"


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Геологини

    12.09.2025
  • Фэнтези-пазл

    11.09.2025
  • О врачах-убийцах

    10.09.2025
  • Марлен Хуциев: последняя экспедиция на Кавказ

    31.08.2025
  • «Окно в Европу» разрушает стереотипы

    27.08.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS