В Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова – премьера спектакля «Мать Богов» по пьесе Валерия Хайрюзова.
Поставлен спектакль заслуженным работником культуры РФ Александром Кононовым, в нём заняты его коллектив народного театра «Факел» из Ангарска и «Театра пилигримов» под руководством Владимира Соколова, который написал музыку к спектаклю.
Получилось интересное слияние двух театральных коллективов, что дало хороший и любопытный результат.
Эта пьеса о людях, живущих в этом суровом краю, о несгибаемости сибирского характера, во всяком случае, об одном из них, отдельном и лучшем его представителе – лётчике Григории Пряхине. Именно от его имени рассказана эта история. Действие происходит в перестроечные 90-е. Кто-то, особенно в столице, уже успел перестроиться, встал крепко на коммерческие рельсы, успел быстро урвать свой куш и открыть свои фирмы и фирмочки. В одну из таких контор Москвы занесла судьба и нашего вертолётчика Пряхина, потерявшего работу и оставшегося без средств к существованию. К удивлению и радости лётчика, его взяли на службу, но со временем ему становится ясно, что его знания высококлассного специалиста во внимание не принимаются, а люди, сидящие в этих кабинетах, живут не по законам, а по понятиям, где главное желание – угодить начальству.
Руководит московской конторой, а вернее сказать, авиакомпанией, супруга губернатора одной из областей Сибири. Её муж Эрик Петрович в свободное от государевых дел и забот время страсть как любит с вертолёта поохотиться на медведя. И однажды вертолёт опустился так низко, что обезумевший медведь сумел лапой схватить колесо летящей машины и перевернуть её. Погибли все, кто был на борту. Актёрами созданы выразительные характеры, у кого-то пока контурно, у кого-то более тщательно.
Николай Казаков, играющий Пряхина, довольно свободен в рисунке роли, где-то допуская импровизацию, что не вредило, а только шло ему на пользу. Он достаточно настойчив, органичен, правдив в отстаивании своей правоты, вызывая симпатии зала.
Не теряя природного обаяния, жёсткой внутренней линии, серьёзной, решительной, стильной и сильной предстала в роли руководителя авиакомпании Жанны Андреевны – Инга Черниговская.
Особую лирическую интонацию вносит в роль секретарши Валерия Валентюк. Она естественна, привлекательна, внятна по сути персонажа. Крепок и выразителен в роли губернатора Андрей Трусов, за ним было интересно наблюдать, он создаёт характер внешне сдержанный, с внутренней психологической основательностью.
Персональных аплодисментов удостоился актёр Александр Мадыев за роль Кеши Намоконова. Он приносил динамику действию, наделял его яркими личными находками, которые давали объём роли, не боялся добавить юмора, при этом не перехлёстывая.
В спектакле нет эффектных мизансцен, изобретательных сценических метафор, новейших световых технологий. Это простой и мудрый разговор-размышление о времени и о себе в этом быстро меняющемся мире, о своём месте в нём, о своей стране, о человеке, о его поступках. Получился не эпатирующий спектакль, а доверительный и серьёзный разговор о вечных ценностях.
Лора Тирон, Иркутск
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Хайрюзов, писатель:
– Сибирь всегда была житницей для страны, из которой качали, всегда отсюда шли несметные богатства в столицу, а Москва потребляла и была недосягаемой вершиной, своеобразной Джомолунгмой, самой большой горой в мире, которую так и называют в Непале – «Мать богов». Зритель знает, что настоящей «Матерью богов» можно называть нашу Сибирь с её богатствами и огромным человеческим потенциалом.