Сергей Тютюнник. Осколок в форме сердца. М.: Издательство «Эксмо». 2017. 352 с. (Серия «Военно-полевая любовь»)
Сергей Тютюнник – журналист, писатель, армейский полковник. Участвовал в боевых действиях в Афганистане, в зоне осетино-ингушского вооружённого конфликта, в Абхазии, в Дагестане, в обеих чеченских военных кампаниях, в Южной Осетии и Сирии. Кавалер нескольких государственных наград, в том числе ордена Мужества и медали «За отвагу». Его сборник прозы и публицистики «Война и водка» был переведён на французский язык и издан парижским издательством «Presses de la Renaissance».
«Осколок в форме сердца» – сборник прозы и публицистики. В нескольких повестях, рассказах и эссе – отношения мужчины и женщины на войне. В боевой обстановке, согласно Тютюннику, они сплетаются в тугой узел с болью, слезами, кровью, но в то же время и с юмором в самых неожиданных местах. Любовь идёт по тонкому лезвию бритвы – в любой день всё может резко оборваться даже без психологической мотивации.
Я «проглотила» книгу за пару дней. Каждая повесть, рассказ вызывают столько эмоций, что радость и боль чувствуешь одновременно. Действия персонажей, как в хорошем сценарии, вырисовываются в полнокровное кино. Даже часто встречающаяся военная терминология кажется понятной, забавной и естественной. Читая книгу, не перестаю удивляться, как полковник, пропахший порохом, «знает столько слов любви».
У Тютюнника мало описаний, зато книга полна естественных, хороших диалогов. Автор словно позволяет читателю подслушать их. И это наводит на мысль, что такие тексты легко экранизировать. Жаль, что сейчас нет режиссёров для такой прозы.
Казалось мне раньше: война – не место для дешёвых драм и каких-либо серьёзных отношений. Там всё просто – сегодня ты есть, завтра залит кровью в окопе, а повариха Зинка лишь немного поплачет о тебе. Но Тютюнник показал любовь на войне, полную страстей и искренности. Без вранья и розовых соплей. Однако и без казарменной грубости и пошлости. Армейский читатель, да и вообще «мужики», всё это прекрасно понимают: живут и воюют, как могут, и книги Тютюнника, думаю, знают.
Светлана Вахнина