Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2022 г.
  4. № 28 (6842) (13.07.2022)
Искусство Культура

И дуем в свой саксофон

Это было в Жургазе – и поблизости

13 июля 2022
Неожиданный ракурс. В.В. Веселовский – отец-основатель легендарного «Клуба ДС», который 55 лет выходит на последней странице «ЛГ», на съёмках телепередачи «Вокруг смеха». Через месяц исполнится 30 лет, как его не стало…

* * *

Кто сказал, что при советской власти царили единообразие и стандарт? Ну да, лучший писатель – лауреат Сталинской премии, лучший мастер сцены – народный артист СССР, лучший производственник – ударник-маяк. Стоп! Производство производством, но ведь так назывался ещё и коктейль в ресторане Центрального дома журналистов, или, как его в ту пору называли, – Жургаз.

«Маяк», «Маячок»… и я надеюсь, Эдвард Станиславович Радзинский это подтвердит, поскольку наши тогдашние трапезы в Жургазе неизменно «Маячком» завершались.

Знаете, что это такое? Не знаете, так я вам объясню. В большую рюмку (ни в коем случае не в бокал) надо влить двадцать граммов ликёра «Шартрез», потом – желток свежего яйца, а сверху – граммов тридцать коньяка, желательно «Греми». Получившийся напиток – под кофе. И не более одного – ни-ни: нарушится послевкусие… ну, может, ещё один.

А ещё был коктейль «Кровавая Мэри». Это когда пятьдесят граммов в меру поперчённого и посоленного томатного сока смешивались с пятьюдесятью граммами водки… господи, что же я сказал! В том-то и дело, что не смешивались, а опускались двумя отдельными слоями – красный снизу, белый сверху. Получалось – выпил и закусил сразу.

Вы скажете – «Кровавую Мэри» и сейчас дают. Дают? Да?! Спросил тут недавно в баре не последнего разбора. Сказали: сделаем. С полчаса колдовали и принесли – какую-то мутную жидкость неопределённого цвета и вкуса. Я не допил. Поверьте, хотя понимаю: нафантазировать такой исход можно только в извращённом воображении.

Способ знали, как сделать, чтобы слоями. Знали, а нынче забыли. И способ сушения вишни забыли, как сетовал ещё чеховский Фирс, а теперь вот… Ладно, чего уж… Но был способ, был – свидетельствую, невольно ощутив себя Фирсом. С возрастом и так бывает.

А ещё… Да, ещё был такой коктейль – «Шампань-коблер». Но его вкус я уже не помню.

А вы говорите – единообразие.

 

* * *

Году, наверное, в 52-м у нас в школе сложился джаз-оркестр, не бог весть какой, но всё-таки. Сложился, разумеется, по инициативе снизу. Директор (пришедший на смену легендарному Ивану Кузьмичу Новикову) так высказывался по поводу этой народной инициативы: «Посмотрите на Богораза (фамилия организатора оркестра изменена. – К.Щ.), у него растут копыта. Он покрывается шерстью, он теряет человеческий облик и дует в свой саксофон».

Когда речь заходила о сохранении идеологической правильности, такие методы воспитания не возбранялись. И однако…

Не знаю в точности, как развернулась дальнейшая жизнь Богораза. Кажется, он стал профессиональным джазовым музыкантом, но существенно уже то, что саксофон на школьной сцене хотя, мягко говоря, не приветствовался, но оказывался возможным: за это не выгоняли. Как и за брюки на несколько сантиметров более широкие, чем было общепринято. Идеологическая твердыня давала трещины. Пусть пока – саксофонно-брючные.

 

* * *

Лет… ну да, лет пятнадцать мне было, лежал в больнице по поводу какой-то малозначительной хвори, вполуха слушал навечно включённое радио. И вдруг раздался голос Утёсова, ансамбль которого перебивался под названием «Эстрадный оркестр», – так вот, ликующий голос Леонида Осиповича: «Дальше в программе – джаз!»

Всего и делов-то, а показалось тогда: мир переворачивается. Так он и вправду переворачивается.

 

* * *

В студенческую пору мы с Витей Веселовским (впоследствии создателем литгазетовского «Клуба 12 стульев») иногда вместе смотрели новое кино. «Верные друзья» Калатозова, «Дело Румянцева» Хейфеца, «Урок жизни» Райзмана… По сути, оттепельные фильмы, созданные, заметьте, до 56-го года, до XX съезда. Как и «Клоп» и «Баня» в Театре сатиры, как «Гроза» и «Гамлет» у Охлопкова. Да и «Оптимистическая трагедия» Товстоногова, в конце концов. Как и сама повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». А дальше сразу, вот-вот – Аксёнов, Хуциев, «Современник»… Шестидесятники, одним словом. Битком набитые кино и театральные залы, шумные дискуссии в университетских аудиториях…

 

* * *

Во время одной из таких дискуссий на журфаке МГУ словно из небытия возник Николай Экк, автор общепризнанного в мире шедевра – первой советской звуковой ленты «Путёвка в жизнь» с Николаем Баталовым и Михаилом Жаровым (1931 год), а также первой советской цветной ленты «Груня Корнакова» (1936 год).

Режиссёр носился по Коммунистической аудитории и рассказывал, а больше изображал, показывал свою будущую работу – фильм стереоскопический. И снял такой фильм – «Человек в зелёной перчатке».

А Марк Розовский с его университетским «Нашим домом», планомерно уничтожавшимся властями, но так и не уничтоженным, – сегодня это один из лучших московских театров – «У Никитских ворот»…

Такого всплеска духовной энергии на моём веку больше не было.

 

* * *

Это я всё к тому, что не тогдашние руководители страны создавали оттепель. Это оттепель впихнула их в историю за неимением иных, лучших. При отсутствии выбора. Как в популяр­ной когда-то песне: «Я его слепила из того, что было». Правда, дальше, кажется, так: ну а что слепила – полюбила.

Только не всегда в жизни как в песне.

На историческую концепцию не тянет, но я так думаю.

 

* * *

Пытался поговорить с ребятами, которым сегодня столько лет, сколько было нам с Витей Веселовским в конце 50-х, – о том, что они читали, что видели. Славные ребята, раскованные, без предрассудков, – но вот не получалось разговора, даже при полном взаимном доверии и уважении. Всякий раз упирался я в несовместимость наших художественных ценностей и приоритетов. Художественных – дальше не заглядываю. Только избави бог от сентенции, которая здесь напрашивается: «Вот в наше-то время…» А если они стали не такими, как нам представлялось, виделось, потому что восприняли, освоили наш опыт и он им далеко не во всём оказался по вкусу? Что им не пришлось? Что мы не так сделали?

 

* * *

На факультете журналистики МГУ сдавали зачёт, одним из принимавших преподавателей был Василий Петрович Росляков, впоследствии известный писатель, автор повести «Один из нас» – о товарищах по ИФЛИ (Институту философии и литературы), погибших на фронте. Экзаменуемой девушке попался билет, ответом на который надо было выразить безоговорочное согласие с партийным постановлением, обличавшим антинародное творчество Ахматовой, Зощенко, Эйзенштейна. Девушка молчала секунд несколько, а потом вдруг выпалила: постановление, наверное, правильное, и доклад товарища правильный, но Анна Андреевна Ахматова всё равно – великий русский поэт.

Поняв, что студентка решилась и сейчас станет развивать свою мысль, Росляков быстро поставил ей зачёт и оборвал на полуслове, пробормотав: «Держи зачётку. Дальше не надо».

Как объяснить студентке сегодняшней, что это был поступок? Вернее, два поступка: её и его. Как объяснить, если не уверен, что она вообще знает, кто они такие – Ахматова, Эйзенштейн, Зощенко?

 

* * *

А про Василия Петровича Рослякова окололитературные остряки сочинили в своё время такую эпиграмму: «Вася, Вася Росляков! / Что ты сделал для веков? / Ничего-то ты не сделал, прославлял большевиков».

Это неправда. Василий Росляков написал пронзительную книгу о своём поколении. Великом поколении двадцатого века, трагически и победно вынесшем на своих плечах самую страшную войну в истории человечества.

А что многие из них были большевиками… что ж, примите как должное.

 

* * *

На старости лет задумываешься: оттепель, перестройка, больше социализма – больше света, август 91-го – это всё ради чего было? Ради того, чтобы в итоге богатства огромной страны прибрала к рукам кучка расторопных молодцов, вся заслуга которых в том, что они в ускоренном темпе научились делать деньги из воздуха, на стыд и на совесть не оглядываясь?

А я? А я участвовал по мере сил, и в оттепели, и в перестройке, но, поняв, что меня снова обманывают, отказывался от дальнейшего участия. Старался сохранить частичку себя. Мало? Конечно, мало. Но это – моё.

 

* * *

Реплика, услышанная в сельской местности: «Журавли летят… Слышите? Курлы, б… курлы, б… и светлей становится на душе».

 

* * *

Сидят два старика с бутылкой. Одному 74 года, другому 84. Старший старик младшему, покровительственно:

– Тебе до моих лет ещё допиться нужно.

 

* * *

В «Клубе 12 стульев» печатался – с продолжением – роман Евгения Сазонова «Бурный поток». Давно это было, а такое не забывается. И вот сегодня… Сегодня новый Евгений Сазонов нужен – для обобщения и переосмысления в целом. У меня предложение «Литературной газете»: поищите, найдётся. Может, и прежний ещё тихо обитает где-то поблизости. Гонорар наскребите приличный (понимаю, трудно, однако затея того стоит), наскребите – и он недели за две управится. Ну, может, за три, надо ведь материал собрать, изучить.

…Будем шутить, пока шу­­тится.

 

* * *

А коктейль «Маяк» по-прежнему рекомендую. Совершая движение во времени, он не подлежит переосмыслению и пересмотру. Яйца и ликёр с коньяком в магазинах пока что есть. Ну, может, не совсем те, какие надо.

Так импортозамещение – для чего? Ещё лучше получится.

 

Тэги: Константин Щербаков Фенечки
Обсудить в группе Telegram

Константин Щербаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пока Достоевский сидит в казино…

    05.10.2022
  • Пока земля ещё вертится

    18.05.2022
  • Не осознал, а иссяк

    09.03.2022
  • Жизнь удалась

    01.12.2021
  • И девушки наши проходят в шинелях

    31.08.2021
  • Благородный человек в неблагородных обстоятельствах

    21 голосов
  • И девушки наши проходят в шинелях

    20 голосов
  • Лидино место

    19 голосов
  • Пока земля ещё вертится

    15 голосов
  • Рыбец по номенклатурной линии

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS