На фоне хабаровских и белорусских событий эта эпопея с защитой башкирской горы Куштау, казалось бы, потерялась в информационном пространстве, но история поучительна.
Итак, Куштау. Издалека напоминает большую серо-зелёную подушку, забытую на привале сказочным великаном. Шихан, или гора-одиночка (оказавшаяся совсем не одинокой!), расположена на берегу реки Белая в Ишимбайском районе недалеко от промышленного Стерлитамака. Вполне взрослая гора, ей, как утверждают археологи, 285 миллионов лет. Куштау можно увидеть в различных списках культурного наследия, в том числе и шорт-листе проекта «Семь чудес России». Не случайно в советское время оглашали подножия горы «Взвейтесь кострами» бойкие обитатели пионерлагеря. Теперь, когда настала эра светлых годов, появились здесь горнолыжный комплекс и базы отдыха.
Куда ни ступи – редкие растения, насекомые, живность, включённые в республиканскую Красную книгу. Башкирской содовой компании (БСК) в этой книге места нет по определению, но, по мнению экономистов, охранять её тоже требуется: это один из ведущих производителей кальцинированной, каустической, пищевой соды, поливинилхлорида и других важных веществ, значение которых я в полной мере описать не смогу в силу своей особой любви к школьным урокам химии.
Как хищник не может без добычи, так и БСК не может без сырья. И одинокая Куштау как нельзя кстати приглянулась промышленному гиганту, который хотел её проглотить одним махом. Но... Акела промахнулся. Как только застучали топоры, расчищая место для поглощения вкусной и прибыльной горной начинки, словно из-под земли выросли экозащитники.
Лесорубы не растерялись и призвали на помощь охранное предприятие. Экозащитники в ответ разбили... нет, всего лишь палаточный лагерь. Тогда полиция начала задержания. А тут ещё и неизвестные боевики появились с повязками на лицах. Возомнив себя «царём горы», применили грубую силу по отношению к экологам.
В это время стали подключаться СМИ, политики, деятели культуры. Максим Галкин, Юрий Шевчук, Наталья Ветлицкая тоже выступили в защиту Куштау.
Представляю тогдашнее состоянии главы республики Радия Хабирова. На одной чаше весов – интересы крупнейшего налогоплательщика, который только в прошлом году принёс в федеральный бюджет более 6 миллиардов рублей, почти 4 миллиарда в закрома республики, 217 миллионов – Стерлитамаку. А ещё финансирование различных социальных проектов. Думаю, в пол- ной мере осознавался и ещё один риск: 11 тысяч сотрудников компании могут остаться без работы, если БСК встанет без сырья. А рынок не ждёт, за время возможного простоя компании его могут занять зарубеж- ные конкуренты. На другой чаше – протест.
Выбор Хабирову давался трудно. Но всё же он сделал встречный шаг к горе, смог успокоить людей и пообещать, что разработка шихана приостанавливается. Был сделан и ещё один решительный поступок: глава региона направил в федеральное министерство природы письмо с просьбой согласовать создание на территории Куштау особо охраняемой природной территории. Кстати, ещё в марте прошлого года президентский Совет по правам человека во время своего выездного заседания пришёл к выводу о недопустимости разработки шихана ввиду высокой природной и культурной значимости объекта.
В наивном и сентиментальном романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» чудаковатый главный герой Егор Полушкин говорит: «Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой». Пусть и с мытарствами, но жители Башкортостана защитили гору, показав, что общество не в разладе с землёй-матушкой, может заставить слышать себя и даже горы двигать. Выбор сделан. В пользу экологии и культуры, которые, правда, на хлеб не намажешь.
Сейчас вмешалась столица, начались проверки законности приватизации БСК двадцатилетней давности. Что будет дальше с компанией, уцелеет ли, вернётся ли под контроль государства, найдёт ли новую сырьевую базу, продолжит ли исправно платить налоги или испустит дух – и будет создан очередной очаг напряжённости? Как говорит один мой знакомый: всё будет хорошо, в крайнем случае – нет.