Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 февраля 2023 г.
Культура Телеведение

И истину царям с улыбкой говорил

125 лет Эйзенштейну

07 февраля 2023
Сергей Эйзенштейн в 1926 году (Фото: Дебабов Дмитрий / ИТАР-ТАСС)

В мировом киноведении Эйзенштейна относят к малопочтенной графе Propaganda Films вместе с Лени Рифеншталь – и нет сомнений, что во времена культурной отмены России образ большого художника на службе адского режима будет лишь усугубляться. Таким образом, растущая на глазах пропасть меж русской и неолевацкой западной цивилизациями пройдёт отдельной трещиной и по доселе единой науке о кино: Эйзена мы им не отдадим – так что с той стороны следует ожидать лишь дёгтя, ваксы и крокодиловых слёз о продавшем душу Фаусте. Забавно, что, культивируя новый левацкий поворот с его безбожием, грабежом активов, культом отсталых этносов и римским размахом сексуальных практик, Запад напрочь отрицает своих предтеч – Владимира Ильича и Льва Давидовича, – что и Эйзенштейна однозначно переводит на тёмную сторону силы.

Становление Сергея Михайловича пришлось на великий слом эпох, взыскующий оглашенных титанов с горящими глазами. Немое кино с его воистину оперной эмоциональностью позволяло при искусном монтаже держать зрителя в перманентной горячке и лихорадочном возбуждении, что, в свою очередь, толкало на необдуманные свершения. Изобретателем этого взвинченного монтажа (неудачно обозванного автором монтажом аттракционов) и был Эйзенштейн, войдя таким образом в историю кино. Приход звука стал для него катастрофой, резко сбившей градус экранного шока, – от неё он и прятался в дальней Мексике, надеясь хотя бы в отсталом краю продлить век Великого немого. Первый же опыт в звуковом кино – «Александр Невский» – стал для него эпическим провалом, что бы ни звонило на этот счёт предвзятое эйзенштейноведение. Одна атака тевтонского клина под музыку Прокофьева стоила вечности – пафосные декларации героев с экрана уже мало отличались от творчества современников. Лидер учёл ошибки и в «Иване Грозном» сделал всё, чтобы вернуть действие к немой, почти театральной эстетике с её аккордным воздействием на психику (те же механизмы применил в «Догвиле» главный эйзенштейновский эпигон в большом кино Ларс фон Триер). Обилие общих планов с резкой акцентированной переменой крупности, зловещие шёпоты и «жирная», чрезмерная актёрская игра, всесилие закадровой музыки (снова Прокофьев!) вгоняли в нужную крупную дрожь, давненько забытую зрителем на всяких водевилях с обознатушками. Кино снова било по нервам, вышибало из равновесия, ломая защитные механизмы сознания, – что только и было задачей демиурга экрана. В былые годы он шатал мозг публике любым способом, не зная этических тормозов: сбрасывал с моста лошадь в «Октябре», вешал котов в «Стачке», спускал с одесской лестницы коляску с младенцем в «Потёмкине», – будь времена помягче, использовал бы и порнографию как одну из форм эмоционального шокинга (что тоже сделал потом фон Триер). Ни разу не заступив на экране границ морали, в рисунках для себя там и сям рассыпал гигантские елды и влагалища, немало смущая экспозиционеров записных книжек в советские времена.

Парадоксальный для такой гиперличности культ в мелкобуржуазной либеральной среде произрастал из ошибочно понятой второй серии «Ивана Грозного», где в пляске опричников явственно читались параллели с большим террором. Пигмеи решили, что титан за них за всех показал вождю гигантскую фигу – что для С.М. было слишком мелким занятием. Он не без оснований полагал себя гением, равновеликим гению политики Сталину – которого, по словам современников, чтил и в заглазных проклятиях сроду замечен не был. «Грозный» стал безоценочным и честным портретом абсолютизма, с которым автор и не думал бороться: его вообще завораживало всё гигантское, в том числе и злодейство. Сталин закрыл фильм не за шпильки, а за неуместные прозрения: что ж ты, Михалыч, меня смертным закладываешь! Гениям при нём ничто, кроме хулы, не грозило: Шостакович, Прокофьев, Булгаков, Ахматова, Платонов, Пастернак, Веснины, Мельников, Станиславский, Шварц да и сам Эйзен прожили заслуженно почтенную жизнь, а театр Мейерхольда явлением гения вождь, видимо, не счёл (один звонок Пастернаку о Мандельштаме говорил о культурной политике вождя всё: вопрос был, можно ли за хамские вирши убить крамольника или история не простит?). Так что под Воландом, что хотел зла, но совершал благо: перебив берлиозов и прижав лиходеевых, не тронул Мастера, – подразумевался, конечно, сам Сталин (о чём и сегодня неловко заикнуться без риска налететь на либеральную анафему).

Эйзенштейн ценил величие – собственное и общенациональное.

Потому в мировых киношколах о нём теперь станут говорить меньше и злее.

А нам самое время заново оценить небожителя, заслужившего право сидеть при самом Чингисхане.

Глыба.

Наш человек.

Тэги: Дата
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS