О жизни и творчестве поэта русской эмиграции рассказал руководитель поэтической студии «Метафора», председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. Он напомнил, что Несмелов – это псевдоним, который Арсений Иванович Митропольский взял в память о погибшем товарище. Будущий поэт родился в Москве в семье статского советника. Печататься начал в 23-летнем возрасте. Его первая публикация вышла в журнале «Нива», первая книга – «Военные странички: стихи и рассказы» – была издана в Москве в 1915 году.
В период Первой мировой войны, с августа 1914 года, Арсений Митропольский воевал на Австрийском фронте. За исключительное бесстрашие был награждён четырьмя боевыми орденами.
Осенью 1917 года он принимал участие в антибольшевистском восстании юнкеров в Москве. Затем воевал в войсках генерала Каппеля, участвовал в легендарном Сибирском Ледяном походе.
По окончании похода Арсений Иванович оказался на территории Дальневосточной Республики, где до 1922 года советской власти ещё не было. Именно в Приморье, во Владивостоке, и появляется поэт Несмелов. Он выпускает сборники стихотворений «Стихи», «Уступы», создаёт поэму «Тихвин».
В 1924 году Несмелов покинул Родину – через глухую тайгу, миновав советско-китайскую границу, сумел добраться до Харбина – главного дальневосточного центра русской эмиграции. Именно в Харбине талант Несмелова раскрылся во всей полноте. Широкую известность получили его стихи «Цареубийцы», «Пять рукопожатий», «Моим судьям», «Василий Казанцев» и др.
Стихи Несмелова публиковались не только в изданиях русской эмиграции в Китае и в Европе, но даже и в советском журнале «Сибирские огни» (1927–1929). Творчество Арсения Несмелова знали и высоко оценивали Борис Пастернак, Марина Цветаева, Николай Асеев, Леонид Мартынов. Для его поэзии характерны глубина, образность и метафоричность, постоянное обращение к русской истории, тоска по утраченной Родине. Это был подлинный и вдохновенный певец Белого движения, искренне преданный его идеалам. В стихотворении «Великим постом» есть строки, которые могли бы стать личным девизом Арсения Несмелова:
Чем нам трудней, тем крепче вера в нас.
И в этом, думается, наша сила:
Как древних предков, нас благословила
Твоя рука, Нерукотворный Спас!
С какою бы гримасою суровой
Грядущий день ни выходил из тьмы,
Но русской вере не изменим мы
И не забудем языка родного!
После вступления советских войск в Харбин в августе 1945 года Несмелов был арестован и переправлен в СССР. Жизнь его в том же году оборвалась в тюремной камере…
Ольга Мальцева, Ирина Катченкова