Мршавко Штапич. Устойчивое развитие: роман. – М.: ИД «Городец», 2024. – 384 с. – (Во весь голос).
«Устойчивое развитие» – своеобразное продолжение книги Мршавко Штапича «Плейлист волонтёра», которое можно читать в отрыве от первой книги.
К сожалению, из полюбившихся героев «Плейлиста волонтёра» в «Устойчивом развитии» представлены только Михаил Штапич и Людмила Пинегина (Штапич и Мила).
Изменился жанр произведения. Теперь это не гонзо-литература, а производственный роман и любовный роман. Так характеризует книгу Алексей Портнов, ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной» («АСТ»). Но написан роман не строгим бюрократическим языком с терминологией и с номенклатурой, как в советских образцах жанра, а современным языком, с юмором, без сарказма.
Специфику момента или настроение главного героя подчёркивают подборки музыкальных композиций в каждой главе (всё «на любителя»: «Домбайский вальс», «Белый лебедь на пруду», «Я люблю тебя до слёз», «Маленький принц», «Весёлый ветер»).
То, что герой произведения равен рассказчику, сужает читателю обзор. Поэтому, например, нет ответа на вопрос: «Как сложилась судьба губернатора из главы «Отрицательный ущерб»»? Что неинтересно Михаилу Штапичу, то и читателям не должно быть интересно.
В пятой главе главный герой получает место сельского пиарщика на заводе. Поставленные задачи: поддержание связи завода со средой (губернатором региона, муниципальными депутатами, главой посёлка, главой района, администрацией, прокуратурой, природоохранной прокуратурой, Росприроднадзором); перевод завода из разряда врагов посёлка в разряд его благодетелей; налаживание взаимодействия с лидерами мнений (библиотека, главшпан в отставке, политическая партия, совет ветеранов, церковь). «И надо им только чуть помочь увидеть, что, несмотря на проблемы (а где на производстве поначалу их нет?), всё будет лучше, чем было, и работа будет, и жизнь».
На заводе главному герою попадаются отличные от волонтёров из «ЛизаАлерт» пассионарии. «И вот рядом со мной на планёрках сидят они, светлые головы, начальники цехов, голубая кровь производства – инженеры автоматизации и систем управления, внимательные технологи, ловкие закупщики сырья, складские работники, прекрасные и трудолюбивые русские люди».
Из «Устойчивого развития» становится понятно, что у работы русским сельским пиарщиком есть своя специфика. Пиарщику надо проникать в разные стороны жизни России и понимать её «языки» (армейский, тюремный, чиновничий, сельский, научный, промышленный). Приходится идти нетривиальными тропами для завоевания доверия важных персон (кресты сжечь, проваландаться в смеси навоза и суглинка, открыть магазин по продаже продукции, победить на фестивале ухи, выхухолей развести). Навыки общения, психологические приёмы воздействия, смекалка, логическое мышление, навыки опытного туриста обязательны.
Мы читаем производственный роман. Михаил и Мила трудятся над отношениями. Семейная жизнь течёт буднично. Без страстей, без скандалов. Ссора одна и та в последней главе. Люди потёртые прочими любовями; во взаимоотношениях между полами опытные (цитируя «Плейлист волонтёра»: «Пока мы молоды – нам подавай проблем, ухватом в раскалённую печь – вот тогда мы довольны, ибо братцы я такое повидал»). Нет, не сопереживаешь. Да, радуешься за героев.
После свадьбы заметно улучшение психологического состояния Михаила Штапича. Образ мысли поменялся на положительный (в «Плейлисте…» мат почти на каждой странице; в «Устойчивом развитии» в главах до свадьбы ещё присутствуют грубые выражения, но уже без мата, а в главах после свадьбы и их нет).
Отношение к окружающей действительности у главного героя тоже поменялось, может, не радикально, но существенно. «И сердце бьётся в тебе, потому что есть на земле Россия, и жив ты только потому, и жить стоит только потому, что она есть, и цель жизни и её смысл, и первопричина жизни твоей – это то, что ты русский, и больше ничего и не надо для счастья, кроме как им быть…»
Увлекательно, весело, и со знанием дела описаны походы с рюкзаком и палаткой семейной пары Михаила и Милы (Куршская коса, Белград, Дрвенград, остров Ольхон). «Это – настоящее. Развлечения, которые обогащают кровь кислородом. Кайф. Чистый и невероятный».
Автору удались описания природы Северо-Запада России и Центральной России – охота читать и перечитывать. Вспоминается прекрасный слог классиков К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина.
Все мы бывали в малых городах, жили там, или живём. Интересно вспомнить об этом, получить возможность просто посмотреть на себя со стороны, и всё благодаря этому замечательному роману Мршавко Штапича. «Кряжево ровно такое же, как мой посёлок, и таких мрачных, на первый взгляд, посёлков, в средней полосе и на Севере, на Урале в Сибири, полно, и мы все знаем одно и то же, уклад жизни наш един и понять мы друг друга сможем, и эти посёлки – истинная Россия, её крайность, её уязвимость». В романе совсем другое видение малой Родины, нежели в книге Эдуарда Лимонова «Контрольный выстрел». Для Штапича – это место, которое отрезвило его, зарядило энергией, дало себя реализовать, почувствовать себя на своём месте.
Олег Петухов