Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 марта 2024 г.
Литература Рецензия

И работа будет, и жизнь

11 марта 2024

Мршавко Штапич. Устойчивое развитие: роман. – М.: ИД «Городец», 2024. – 384 с. – (Во весь голос).

«Устойчивое развитие» – своеобразное продолжение книги Мршавко Штапича «Плейлист волонтёра», которое можно читать в отрыве от первой книги.

К сожалению, из полюбившихся героев «Плейлиста волонтёра» в «Устойчивом развитии» представлены только Михаил Штапич и Людмила Пинегина (Штапич и Мила).

Изменился жанр произведения. Теперь это не гонзо-литература, а производственный роман и любовный роман. Так характеризует книгу Алексей Портнов, ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной» («АСТ»). Но написан роман не строгим бюрократическим языком с терминологией и с номенклатурой, как в советских образцах жанра, а современным языком, с юмором, без сарказма.

Специфику момента или настроение главного героя подчёркивают подборки музыкальных композиций в каждой главе (всё «на любителя»: «Домбайский вальс», «Белый лебедь на пруду», «Я люблю тебя до слёз», «Маленький принц», «Весёлый ветер»).

То, что герой произведения равен рассказчику, сужает читателю обзор. Поэтому, например, нет ответа на вопрос: «Как сложилась судьба губернатора из главы «Отрицательный ущерб»»? Что неинтересно Михаилу Штапичу, то и читателям не должно быть интересно.

В пятой главе главный герой получает место сельского пиарщика на заводе. Поставленные задачи: поддержание связи завода со средой (губернатором региона, муниципальными депутатами, главой посёлка, главой района, администрацией, прокуратурой, природоохранной прокуратурой, Росприроднадзором); перевод завода из разряда врагов посёлка в разряд его благодетелей; налаживание взаимодействия с лидерами мнений (библиотека, главшпан в отставке, политическая партия, совет ветеранов, церковь). «И надо им только чуть помочь увидеть, что, несмотря на проблемы (а где на производстве поначалу их нет?), всё будет лучше, чем было, и работа будет, и жизнь».

На заводе главному герою попадаются отличные от волонтёров из «ЛизаАлерт» пассионарии. «И вот рядом со мной на планёрках сидят они, светлые головы, начальники цехов, голубая кровь производства – инженеры автоматизации и систем управления, внимательные технологи, ловкие закупщики сырья, складские работники, прекрасные и трудолюбивые русские люди».

Из «Устойчивого развития» становится понятно, что у работы русским сельским пиарщиком есть своя специфика. Пиарщику надо проникать в разные стороны жизни России и понимать её «языки» (армейский, тюремный, чиновничий, сельский, научный, промышленный). Приходится идти нетривиальными тропами для завоевания доверия важных персон (кресты сжечь, проваландаться в смеси навоза и суглинка, открыть магазин по продаже продукции, победить на фестивале ухи, выхухолей развести). Навыки общения, психологические приёмы воздействия, смекалка, логическое мышление, навыки опытного туриста обязательны.

Мы читаем производственный роман. Михаил и Мила трудятся над отношениями. Семейная жизнь течёт буднично. Без страстей, без скандалов. Ссора одна и та в последней главе. Люди потёртые прочими любовями; во взаимоотношениях между полами опытные (цитируя «Плейлист волонтёра»: «Пока мы молоды – нам подавай проблем, ухватом в раскалённую печь – вот тогда мы довольны, ибо братцы я такое повидал»). Нет, не сопереживаешь. Да, радуешься за героев.

После свадьбы заметно улучшение психологического состояния Михаила Штапича. Образ мысли поменялся на положительный (в «Плейлисте…» мат почти на каждой странице; в «Устойчивом развитии» в главах до свадьбы ещё присутствуют грубые выражения, но уже без мата, а в главах после свадьбы и их нет).

Отношение к окружающей действительности у главного героя тоже поменялось, может, не радикально, но существенно. «И сердце бьётся в тебе, потому что есть на земле Россия, и жив ты только потому, и жить стоит только потому, что она есть, и цель жизни и её смысл, и первопричина жизни твоей – это то, что ты русский, и больше ничего и не надо для счастья, кроме как им быть…»

Увлекательно, весело, и со знанием дела описаны походы с рюкзаком и палаткой семейной пары Михаила и Милы (Куршская коса, Белград, Дрвенград, остров Ольхон). «Это – настоящее. Развлечения, которые обогащают кровь кислородом. Кайф. Чистый и невероятный».

Автору удались описания природы Северо-Запада России и Центральной России – охота читать и перечитывать. Вспоминается прекрасный слог классиков К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина.

Все мы бывали в малых городах, жили там, или живём. Интересно вспомнить об этом, получить возможность просто посмотреть на себя со стороны, и всё благодаря этому замечательному роману Мршавко Штапича. «Кряжево ровно такое же, как мой посёлок, и таких мрачных, на первый взгляд, посёлков, в средней полосе и на Севере, на Урале в Сибири, полно, и мы все знаем одно и то же, уклад жизни наш един и понять мы друг друга сможем, и эти посёлки – истинная Россия, её крайность, её уязвимость». В романе совсем другое видение малой Родины, нежели в книге Эдуарда Лимонова «Контрольный выстрел». Для Штапича – это место, которое отрезвило его, зарядило энергией, дало себя реализовать, почувствовать себя на своём месте.

Олег Петухов 

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Умна и своенравна

    11.07.2025
  • ЛГ- рейтинг

    11.07.2025
  • Хрупкая решимость

    09.07.2025
  • Способ переписать явь

    05.07.2025
  • ЛГ-рейтинг

    04.07.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS