Спектакль «Лавр», поставленный Эдуардом Бояковым по выдающемуся роману Евгения Водолазкина (роман – лауреат премии «Большая книга»), ставший заметным событием театрального сезона 2020–2021гг., возвращается на столичную сцену.
5 и 6 октября Новый театр под руководством Эдуарда Боякова представляет премьеру новой редакции «Лавра» на сцене театра Российской армии.
Евгений Водолазкин, писатель, автор романа «Лавр»:
– Есть экзистенциальные вопросы, которые объединяют всех. «Лавр», если коротко, – это о жизни и смерти. Вряд ли найдутся те, кого это не касается. «Лавр» – это житие, написанное современными художественными средствами, которые многократно становились предметом литературоведческих работ. Вместе с тем это предельно простая история жизни праведника, чтобы понять её, вовсе не обязательно вникать в филологические споры.
Лавр всё время путешествует. Он как бы борется с пространством – и доходит до Иерусалима, чтобы попросить Бога о своей возлюбленной Устине. И там старец говорит ему, что свои слова к Богу он мог обратить, не покидая Кирилло-Белозерского монастыря: в монастыре есть возможность преодолевать не только пространство, но и время. Старец предлагает Лавру не очень-то увлекаться горизонтальным движением и отдавать предпочтение движению вертикальному. Такого рода путешествия возможны в любой точке. Разумеется, полностью уйти от мира и его проблем современный человек не может (да и не должен), но напомнить ему ещё об одном направлении движения – это, на мой взгляд, полезно.
Эдуард Бояков, режиссёр-постановщик, автор инсценировки:
– Первая версия «Лавра» имела несомненный успех у зрителей. Возвращая его на сцену, мы не ставим задачу повторить этот успех – нельзя, да и неинтересно входить в реку дважды. Мы относимся к нашим достижениям как к трамплину, который может вывести постановку на новый уровень. Продолжая работать с исполнителями главных ролей Дмитрием Певцовым, Леонидом Якубовичем, Валентином Клементьевым, мы включаем в актёрский ансамбль новых артистов на роли важнейших персонажей. Они встречаются с главным героем на его маршруте, который, как стрела, пронизывает не только пространство от Кирилло-Белозерского монастыря до Иерусалима, но и время от Средневековья до наших дней. Эти встречи – важнейшие вехи на пути обожения, то есть приобщения человека к божественной жизни. Одну из ролей играет потрясающая молодая артистка Амина Синагатуллина, выпускница ГИТИСа, мастерская Валентина Клементьева. Качественно новую струю вносят замечательные артисты театра Российской армии – Анфиса Ломакина, Валерия Мисанова, Ксения Таран, Диана Борина, Александр Леонтьев, Илья Баранов.
Невероятные условия создаёт уникальная сцена Центрального театра Российской армии, самая большая драматическая сцена Европы. Оснащённая двумя поворотными кругами разных диаметров, она даёт колоссальные возможности для создания разных картин и перемен декораций. Всё становится масштабнее, в том числе и реквизит: например, кульминационная сцена в Иерусалим, приобретает 60 дополнительных лампад, опускающихся из-под колосников.
Мы усиливаем принцип парадоксальности сосуществования реалий разных эпох. В романе герои в XV веке идут по лесу, натыкаясь на пластиковые бутылки. В переводе на язык театра это может быть сочетание архаичных, «старомодных» атрибутов типа пучков настоящей соломы или обычного веника с самыми высокотехнологичным световыми и сценографическими эффектами, придуманными художником по свету Алексеем Наумовым и сценографом Александром Цветным, в творческом багаже которого оформление шоу «Алые паруса».