Если посмотреть на любой серийный автомобиль, с вероятностью 99% его кузов будет стальным. Алюминий встречается в основном на премиальных моделях, а нержавейка — это и вовсе экзотика. Но есть же ещё стеклопластик. У него масса плюсов, и его иногда используют, но по-настоящему массовым он так и не стал. Канал "Автовыбор" разобрался, в чём тут дело.
Под стеклопластиком принято понимать целую группу композитных материалов. В автомобильной индустрии его опробовали ещё в середине прошлого века. Пионером стал Chevrolet Corvette 1953 года, у которого был целый кузов из стеклопластика. Тогда многим казалось, что за этим материалом будущее.
В России с ним тоже пробовали работать, он был в проектах вроде «Ё-Мобиля» или Marussia. Для таких маленьких партий автомобилей изготовить дорогие стальные пресс-формы было слишком накладно, а вот отлить детали из стеклопластика оказывалось куда выгоднее.
Да и для многих обычных машин до сих пор делают стеклопластиковые капоты или крылья: материал не ржавеет, а в наших условиях с реагентами это огромный плюс.
На теории стеклопластик и правда выглядит многообещающе. Он легче стали, что хорошо для экономии топлива и разгона, совершенно не боится коррозии и позволяет дизайнерам воплощать в жизнь самые смелые и обтекаемые формы. К тому же, он достаточно прочный, а мелкие сколы и царапины на его поверхности относительно легко заделать.
Однако когда дело доходит до массового производства, преимущества стали перевешивают. Всё упирается в скорость и масштаб. Хотя стальные пресс-формы и требуют огромных первоначальных вложений, на больших объёмах эти затраты окупаются. Штамповка стальной детали — это секундное дело, в то время как деталь из стеклопластика нужно не только отлить, но и дать ей время, чтобы отвердеть.
Возникают сложности и с покраской. Технология нанесения краски на сталь отработана десятилетиями до совершенства. А вот на стеклопластике краска на нём держится хуже. Чтобы получить качественное покрытие, требуется специальный грунт, так называемый гелькоут, что усложняет процесс и снова увеличивает себестоимость.
Не стоит сбрасывать со счетов и современные экологические нормы. Утилизация стального кузова — это отработанная и стандартизированная процедура, практически безотходная. Со стеклопластиком же всё намного сложнее, его переработка требует особых технологий, а сам материал достаточно токсичен, что создаёт проблемы в рамках жёстких экологических стандартов.
К тому же, полностью отказаться от металла в конструкции кузова всё равно не получается. Даже в тех случаях, где стеклопластик использовался максимально широко, как в том же Corvette, его панели навешивались на несущий металлический каркас. Сталь обеспечивает ту самую структурную прочность, которая критически важна для пассивной безопасности.
Ранее мы писали: Разбираем, когда отключение телефона действительно полезно, а когда только вредит аккумулятору
Фото: Freepik