Кого отмечает Бог… – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2008. – 231 с., 8 л. фото.
Героиня этого романа – лицо не вымышленное, а реальное. Более того, человек известный и уважаемый. Заслуженная артистка РФ Земфира Цахилова – актриса, педагог, режиссёр, общественный деятель. Земляки называют её национальным достоянием Осетии. Девушка из маленького горного села Алагир штурмом взяла один из самых престижных театральных вузов Москвы – училище им. Щукина. На одном курсе с ней учились Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Евгений Стеблов, Владимир Долинский. Земфира переиграла роли чуть ли не всех восточных красавиц на всех национальных киностудиях Советского Союза. Но самой запоминающейся стала, пожалуй, роль жены принца Дакара в знаменитом «Капитане Немо». Всего несколько эпизодов, но созданный ею образ западал в душу с первой же минуты. Когда советский кинематограф был погребён под обломками рухнувшей державы, она не опустила рук, не впала в отчаяние. Cоздала центр эстетического развития детей, где актёрское мастерство, вокал, хореографию, этикет и прочие премудрости преподают малышам, начиная с пятилетнего возраста. Описывать общественную деятельность Цахиловой на благо родной Алании, во имя сохранения уникальной осетинской культуры – вообще задача из разряда невыполнимых. Вот о такой удивительной женщине и написал свой роман Валерий Иванов-Таганский.
Впрочем, по жанру это скорее не роман, а художественная реконструкция яркой биографии, в которой ещё не поставлена финальная точка. Случай по нынешним временам довольно редкий. Не в последнюю очередь потому, что рассказывать о героях положительных всегда труднее, чем об отрицательных. К сожалению, мы обычно спохватываемся, когда человек уходит. Такая участь постигла многих мастеров культуры. Пока они живы, полны энергии и радуют нас своим творчеством, кажется, что так будет всегда и спешить некуда. Ещё успеем расспросить, записать, проанализировать, опубликовать. А потом вместе с траурными речами начинает литься поток запоздалых сетований: ах, если бы знать…
Автор справился со своей нелёгкой задачей. Жизнь женщины, сделавшей себя исключительно силой воли и таланта, разворачивается перед читателем буквально день за днём, как в сериале. Но, и в этом главное достоинство книги, все описанные в ней события происходили на самом деле, и опыт, нелегко доставшийся героине, действительно может многому научить читателя.
Есть в романе замечательная глава: Земфира едет в маленькую горную деревушку посмотреть, что стало с музеем единственной национальной героини Осетии советских времён – учительницы немецкого языка Чабахан Басиевой, отказавшейся сотрудничать с гитлеровцами во время оккупации. Некогда актриса исполнила роль своей отважной соотечественницы в кино, так что интерес был совсем не праздным. Дом, где жила Чабахан и где не без участия самой Цахиловой был открыт музей, пребывал не просто в запустении и разрухе – там устроили… конюшню. Стоя у зарастающих бурьяном развалин, Земфира вспоминает маленькие скандинавские страны, в которых ей приходилось бывать. Там каждый бугорок, имеющий хоть какое-то отношение к истории страны, становится популярным туристическим объектом и предметом гордости соотечественников. А ведь каждая из этих стран, думает героиня, по площади немногим больше моей маленькой родины… Так что у книги есть и ещё одно немаловажное достоинство – чёткая гражданская позиция. Если хотите, это попытка достучаться до сердец сограждан и напомнить им простую истину: народ, забывающий своё прошлое, рискует остаться без будущего.