19 ноября нынешнего года открылось движение поездов на втором пути участка Тыя – Северобайкальск. В этот день из Северобайкальска отправился солидный грузовой состав, ведомый локомотивом 3ЭС5К. Пропускная способность на маршруте теперь увеличится более чем в два раза: с 20 до 41 поезда в сутки в восточном направлении и с 16 до 36 – в западном.
При строительстве не только рельсы прокладывали: одновременно возвели три посадочные пассажирские платформы и три пункта обогрева для работников, новый железнодорожный мост, путепровод через автодорогу и путевой пост с микропроцессорной централизацией. Новая техника, новые постройки – это продолжение жизни, это возрождение края, который из крупных и порой чопорных столиц кажется полузабытым «медвежьим углом». Нет в России «медвежьих углов», каждый квадратный километр её незаменим, прекрасен и необходим для страны.
Расскажем немного о той местности. Северобайкальск – город самый что ни на есть бамовский: он рождался и вставал на ноги во время строительства магистрали. Первые поселенцы прибыли туда 23 июля 1974 года, а первый капитальный дом вырос в посёлке в 1978-м. В наше время этот город с населением около 25 тысяч человек славится не только предприятиями, связанными с железной дорогой, но и лесозаготовками. Кроме того, Северобайкальск – живописный туристический центр, раскинувшийся на берегах Байкала.
Город Северобайкальск на севере Бурятии неотделим от железных дорог / Владимир Матвиевский / ИТАР-ТАСС
Кказатель, поставленный ленинградскими строителями на месте будущего города железнодорожников Северобайкальска
Там, где река Гоуджекит впадает в Тыю, расположена тихая станция, названная в честь реки – Тыя. Туда и провели второй путь магистрали. Однопутные участки БАМа становятся двупутными. А увеличение пропускной способности вышеупомянутого участка магистрали – важнейшее событие не только для экономики Иркутской области и Республики Бурятия – здесь правильнее говорить о стратегическом направлении развития государства и его главных артерий – железных дорог, без которых не обходится ни одно промышленное или торговое начинание. Это хорошо понимали наши отцы и деды.
БАМ расширяется, модернизируется. На трассе становится всё меньше «узких мест» – и это главная для железнодорожной индустрии новость последних месяцев уходящего года. Так и нужно её воспринимать – осознавая глубокий смысл такого события, с уважением к современным строителям железных дорог. Именно это – главное для здорового общества, а не светские сплетни или чьи-то провокации, увы, ставшие содержанием жёлтой прессы и телеканалов. Не споры о далёком прошлом с многочисленными версиями – кто был прав, а кто виноват сто-двести лет назад… Зато к строителям, к мастерам своего дела внимания мало. Остаётся надеяться, что подобную печальную тенденцию удастся перебороть, как удалось преодолеть когда-то отставание в области строительства железных дорог. Государство вернулось на БАМ – и это добрый знак. Иначе и быть не могло, если развиваться не по логике разрушения, а по истинным потребностям страны, которая не может жить одним днём. Когда-то бамовцам помогали художники, писатели, кинематографисты, музыканты. Они показывали всей стране, насколько важна эта стройка. Быть может, и в наше время – в новых формах – возродится такая традиция?
В декабре исполнится 115 лет со дня рождения Леонида Брежнева – одного из инициаторов форсированного строительства БАМа. Он был убеждён, что Байкало-Амурская магистраль вдохнёт жизнь в огромную малозаселённую, но богатую на природные ресурсы территорию. Время показало правоту экономического расчёта 1970-х. БАМ стране необходим, и Россия осваивает новые капиталовложения для развития, расширения, модернизации легендарной трассы, надёжно связывающей большую страну с портами Тихого океана. А ведь было время – и не столь далёкое, когда БАМ называли «дорогой в никуда», самой бессмысленной стройкой социализма и так далее. Так говорили экономисты, которым, кажется, неведомо, откуда берутся деньги. Просчитать развитие событий на несколько ходов вперёд им, в отличие от строителей БАМа советской эпохи, не удалось. В наше время мало кто будет с этим спорить…
Сегодня заслуженные бамовцы, герои Всесоюзной комсомольской стройки, приветствуют возрождение легендарной магистрали, как и все профессионалы-железнодорожники. Они создавали фундамент экономически развитой, могучей державы будущего, в которой нет забытых областей, неосвоенных территорий. А развитие, как известно, начинается с железной дороги – как бы трудно ни было её прокладывать через мерзлоту и скалы. С первых посёлков, которые возникают вокруг трассы. Так будет не только на БАМе. В современной России немало прорывных железнодорожных проектов – и для сегодняшнего, и для завтрашнего дня. О них мы тоже не будем забывать.
Современная техника – в том числе отечественная – позволяет строить дорогу быстрее и с меньшими издержками, чем в прежние годы. Мы просто ещё не до конца умеем использовать возможности, которые предоставил человеку-созидателю ХХI век. Но уже движемся в правильном направлении. Поэтому сегодня, как и сорок лет назад, БАМ – это прогресс, новые ритмы работы, перспективы на много десятилетий вперёд. Оттого снова выглядят актуальными строки Роберта Рождественского из старой песни:
Сквозь расстоянья и года
Размеренно и строго
Идут по БАМу поезда –
Работает дорога.
Дорога работает, строительство продолжается. Такой и должна быть настоящая жизнь. Высокопарно? Зато справедливо.