И очень трудоёмкая. Тут и текстоведение, и история Церкви, и летопись государства... Тут необходимо полное погружение в источники, как в книге Рудакова. Восприятие захватчиков, «чужаков», «поганых» вычисляется по крупицам из дошедших до нас текстов. В них сохранились страхи и надежды тех времён, всеобщие представления об идеале и о Божием наказании.
Что же объединяло русских людей, наследников разбитого Киевского государства? Автор вспоминает утверждение Ф.И. Буслаева: монголо-татарское иго «побудило русский дух к сознанию своей христианской национальности в противоположность поганым варварам». Согласимся: именно в результате осмысления феномена монголо-татарского владычества вызревает «новая политическая идеология» Русского государства, главными составляющими которой явились идеи о «Москве – Третьем Риме», о богоизбранности русского народа и великокняжеской власти. Идея великой державы, обретшей суверенитет.
В книге Рудакова витает дух поиска, дух открытия. Это касается и находок в документах, и способе подачи материала. Сочетание исследовательской добросовестности и хорошего литературного языка – явление редкое, особенно в наше время.
Леонид ГОРБАЧЁВ