Первым гостем нового проекта стала Татьяна Соловьёва, литературный критик, а также заместитель главного редактора журнала «Юность» и продюсер в издательстве «Альпина. Проза».
В «портфолио» Татьяны Соловьёвой также руководство PR-отделом издательства «Вагриус» и работа бренд-менеджером в «Редакции Елены Шубиной». То есть это тот редкий случай, когда литературный критик – одновременно и практикующий редактор, и человек издательского мира – может смотреть на происходящее в литературе с разных позиций и видеть в нём то, что не всегда очевидно постороннему взгляду.
Вечер открыли Владимир Толстой, советник президента РФ, и председатель Ассоциации союзов писателей и издателей Сергей Шаргунов.
Обсудили положение вещей в современной критике, в частности и такие вопросы: почему судить о тексте надо по тому, что в нём есть, а не по тому, чего в нём нет (потому что критика – не научная дисциплина), что происходит с критическим осмыслением современной поэзии (ничего хорошего, но есть надежда на новые силы), как Лев Данилкин в своё время создавал литературные репутации (принципиально не сотрудничал с издательствами), должно ли у литкритика быть филологическое образование (не обязательно) и почему писать посредственные произведения всё-таки лучше, чем пить водку (потому что так считал Шостакович).
Вспомнили и последний «золотой век» литературной критики: вторую половину девяностых – начало нулевых, когда по всему полю совруслита катились ядра, свистели пули и сверкали хладные штыки: эпоху Андрея Немзера, Ирины Роднянской, Павла Басинского и иных представителей блестящей критической плеяды, полемические битвы в газетах «Сегодня», НГ Exlibris и других. Текст часто анализировался с учётом того, что сказал о нём другой критик. Это были блаженные времена зарождения русского интернета, когда у огромного количества СМИ ещё не было сайтов или они существовали в виде визитной карточки, а день критика или книжного пиарщика начинался с мониторинга огромного вороха бумажных газет и журналов.
– Ты понимал, чего ожидать: например, Немзер не мог не написать рецензию на Слаповского или Андрея Дмитриева. Это была игра для вовлечённых. Сейчас закрылись нишевые СМИ, многое ушло в блоги, трудно кого-то винить, – отметила Татьяна Соловьёва.
Тем не менее критика живёт, как и прежде, влияет на умы и вкусы, пытается осознать новую литературную реальность. Об этом поговорим на следующем вечере «Актуальной критики» – 24 июня. Будет встреча с Еленой Погорелой, редактором отдела современной литературы журнала «Вопросы литературы». Начало в 19.00. Вход, как всегда, свободный для всех.
Елена Костина