Нино Вандерер
«О юноша! презрев земное,
К орбите солнца взнёсся ты,
Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты»
Валерий Брюсов назвал Икара безумцем… А был ли он безумцем? В мифе, который знают все, он просто надел крылья, сделанные его отцом, Дедалом, и потерял голову от чувства полёта. Кто же из нас когда-нибудь не терял голову? Быстрый полёт забавляет Икара, всё смелее взмахивает он крыльями. И взлетел он слишком высоко, под самое небо, близко к лучезарному солнцу… Беспечный Икар понятия не имел, как сделаны крылья, какой труд потрачен на их изобретение, просто пропустил наставления отца мимо ушей. Потому и оставил после себя лишь всплеск, как на картине Питера Брейгеля.
Икар, созданный фантазией композитора Антона Круглова и автора либретто Наталии Макуни в рок-опере «Икар», – гениальный изобретатель, он сам создаёт крылья. Он воплощает мечту девушки, что хотела летать. Этот Икар знает, как устроены крылья, но не знает многого другого. Того, что в жизни совсем другие формулы, аксиомы и теоремы… А ещё он узнаёт, что идеальный мир может вдруг оказаться тюрьмой, если рядом не звучит её голос… Был ли он безумцем? Наверное, был. Настолько, насколько бываем иногда безумны мы все…
«Мюзикловый марафон», захвативший столицу, казалось бы, охватил все литературные сюжеты. Однако создателям рок-оперы «Икар» удалось найти свой. И трансформировать его в музыкальный спектакль с весьма актуальным и проблемным содержанием. В этом спектакле зритель найдёт и научную фантастику, и социальную драму, и любовный треугольник, в котором ревность правит бал. И конечно, важные размышления о дружбе, верности и предательстве…
Уже полтора года спектакль с аншлагами идёт в московском Концертном зале «Измайлово». Музыка не только раскрывает характеры героев, но и захватывает мелодичностью, она долго не отпускает зрителей запоминающимися лейтмотивами. Рок-опера «Икар» не повторяет известный миф. Это антиутопия, где герои помещены в постапокалиптическое пространство. Сюжет разворачивается около полувека назад. Взрослое население планеты уничтожило само себя. Выжили только дети и подростки. Одна из организованных групп подростков нашла и активировала научно-военную базу, предназначенную для восстановления цивилизации после катаклизмов. Так появился Полис – «идеальный мир», где всегда хорошая погода, где люди, надевшие специальные браслеты, защищены от «ненужных» эмоций и асоциального поведения. Как жить в идеальном мире и нужен ли он нам? Этот вопрос становится ключевым в развитии сюжетной линии. Вопрос, всё более актуальный в набирающем обороты наступательном движении искусственного ителлекта, даёт множество поводов для раздумий. Вот и в спектакле не все жители Полиса приняли «технологию браслетов», введённую по предложению искусственного интеллекта после «бунта мародёров». Бард, один из лидеров, собравших вокруг себя «остатки человечества», с группой единомышленников всё же решает покинуть «дивный новый мир».
Эту музыкальную историю представил продюсерский центр «Пентаграмма» под руководством Кирилла Олешкевича в постановке режиссёра Антона Преснова – номинанта российской национальной театральной премии «Золотая маска» (оперетта-мюзикл/лучший спектакль «Магазинчик ужасов»). Рок-опера «Икар» создана с любовью к оригиналу, а её героями выступают звёзды мюзиклового пространства столицы: Евгений Егоров, Александр Суханов, Александр Казьмин, Ярослав Баярунас, Елена Минина, Елена Газаева, Вилена Соколова, Евгений Кириллин, Эльмира Диваева, Дарья Ким и многие другие. Именно они заставляют нас задуматься, что такое «крылья» – свобода или призрачная мечта, ведущая в никуда? Что разумнее – порядок и подавление эмоций или свобода, способная привести к хаосу? В чём счастье – в идеальном, тщательно спланированном мире или в погоне за мечтой и любовью? И почему нельзя прощать предательство…
Найдёт ли Икар свою формулу счастья, можно узнать, только посмотрев спектакль, во многом непохожий на другие. Очередной блок показов состоится 23, 24 и 25 мая 2025 года в КЗ «Измайлово».