Виктория Пешкова. Ставка больше, чем фильм. Советская разведка на экране и в жизни. – М.: Родина, 2022. – 258 с.: илл. – (Тайный фронт).
Книги – как звёзды. Если их пишут, значит, это кому-нибудь нужно. В первую очередь читателям, которые чувствуют в унисон с автором. Но не только. Книга Виктории Пешковой «Ставка больше, чем фильм», вышедшая в издательстве «Родина», имеет подзаголовок «Советская разведка в жизни и на экране». Автор адресует её не только поклонникам «разведческого» кино, но и тем, кто, зная о Советском Союзе только с чужих слов, относится к этим картинам с известной долей скепсиса. И хоть возник он не на пустом месте, но причины его далеки от чисто кинематографических.
Фильмам, снискавшим всенародную любовь, пришлось разделить судьбу народа – пройти жестокое испытание СССР-ненавистничеством, которое, подобно девятому валу, накрыло страну в 90-е, пустив на дно все наши достижения – в промышленности, образовании, искусстве. В картинах выискивались неточности, огрехи, ошибки даже самые незначительные, чтобы обвинить в лживости, унизить всех причастных к их созданию, включая великих актёров, сыгравших в них свои лучшие роли. Но главной мишенью цепных «кинокритиков» той злосчастной эпохи стали советские разведчики, послужившие прототипами главных героев. Задача была проста – осквернить самую память о тех, кто на невидимом фронте сражался с врагами Отечества.
Разрушительный вал постепенно ослабел, но на нет так и не сошёл. Чего стоит вакханалия «критики» «Семнадцати мгновений весны», с новой силой вспыхивающая после каждого показа, не говоря уже о круглых датах. Думается, что и полувековой юбилей картины, который мы будем отмечать в августе, исключением не станет. Не так уж мало зрителей (и отнюдь не только молодых) уверено в том, что эти фильмы сплошная выдумка, результат идеологической обработки «доверчивого» советского человека. А значит, ничего из того, что в них показано, не было и быть не могло. Для Виктории Пешковой рассказать о том, как и почему создавались самые знаменитые советские фильмы о разведке – дело чести. Дед, кавалер двух орденов Красной Звезды и орденов Отечественной войны I и II степеней, штурмовал Рейхстаг; отец – кадровый офицер войсковой разведки, его памяти и посвящена книга; наконец, у самой Виктории Евгеньевны за плечами десять лет службы в частях радиоразведки.
В книгу вошли двенадцать новелл, посвящённых легендарным фильмам о советской разведке и контрразведке – «Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Вариант «Омега», «Адъютант его превосходительства», «Операция «Трест», «Человек в проходном дворе», «Мёртвый сезон», «Семнадцать мгновений весны», «Тегеран-43», «ТАСС уполномочен заявить». Это не привычное многим собрание актёрских баек со съёмочной площадки, но скрупулёзное исследование – и киноведческое, и историческое: насколько полно отражены на экране реальные операции советской разведки, что и по каким причинам до сих пор не рассекречено.
Автор развеивает мифы, разоблачает фейки, при необходимости объясняет реалии эпохи, которые не заставшему СССР читателю не всегда понятны. Раскрывает детали биографий писателей и сценаристов, режиссёров и актёров, консультантов и кураторов, которые так или иначе повлияли на создание картин. И, конечно, рассказывает о тех, чья жизнь послужила канвой для их сюжетов. Так что наряду с любимыми артистами – Вячеславом Тихоновым и Юрием Соломиным, Станиславом Любшиным и Олегом Далем, Донатасом Банионисом и Павлом Кадочниковым, героями книги стали легенды советской разведки – Рудольф Абель и Конон Молодый, Николай Кузнецов и Александр Святогоров, Георг и Гоар Вартаняны и многие другие.
Отдавая должное исторической справедливости, В. Пешкова начала с картины, которая сегодня, к сожалению, известна немногим. Однако именно «Ошибка инженера Кочина» режиссёра Александра Мачерета, вышедшая на экраны в 1939 году, и была первой ласточкой жанра. А финальным аккордом книги стала «Ликвидация» – единственный, по мнению автора, фильм, продолжающий традиции советского военного кинодетектива. Собственно, всё и началось, когда журнал «Историк» предложил автору написать статью о том, как создавалась эта «картина маслом» и существовал ли на самом деле подполковник Гоцман. Оказалось, что Давид Маркович вобрал в себя биографии сразу нескольких отважных одесских оперативников. Ну а легенды о маршале Жукове – составная часть культурного кода родного города автора.
Исследование затянуло как омут. Захотелось разобраться в секретах других фильмов. Масла в огонь подлили интервью с замечательными актёрами, с которыми в разное время журналистская судьба сводила Викторию Евгеньевну, – Юрием Соломиным, Станиславом Любшиным, Донатасом Банионисом, Львом Дуровым, Владимиром Машковым. Одна статья превратилась в цикл, но журнальная публикация имеет свои законы, и далеко не всё, что добыто в результате увлекательных разысканий, она способна в себя вместить. Так родилась мысль о книге, каждая новелла в которой по напряжённости не уступит детективу. И если о чём и можно пожалеть, так это о том, что далеко не все культовые фильмы оказались в зоне оперативной ответственности автора. Остаётся надеяться на то, что она со временем будет расширена…
Поздравляем нашего автора Викторию Пешкову с юбилеем! Успехов и удач во всём!