Резонансное ДТП с участием Михаила Ефремова заставило ещё раз внимательно взглянуть на прописанную в законах ответственность садящихся за руль. Недавно в Астрахани в ста метрах от резиденции губернатора – прямо на пешеходном переходе – была сбита молодая женщина. Если с ней всё более или менее обойдётся, то двадцатилетний водила отделается не очень обременительным штрафом да всего с полгодика поездит на общественном транспорте.
Только за один год, по данным МВД, в среднем происходит около 170 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 18 тысяч человек, а ещё свыше 200 тысяч получают травмы различной степени тяжести. Вы только вдумайтесь в эту чудовищную цифру – 18 тысяч человек за один год! Чтобы она стала более наглядной, напомню, что за десять лет Афганской войны потери Советской армии составили 15 тысяч воинов. Здесь, в России, что, сплошные моджахеды за рулём?
В статье 264 УК РФ по сути убийца деликатно именуется виновником дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, а само убийство классифицируется как преступление средней (!) тяжести. Стоит ли удивляться, что отнятие жизни наказывается всего лишь лишением свободы до 4 или 5 лет или принудительными работами. А иной раз (вы не поверите!) и просто денежным штрафом – ну, как за переход в неположенном месте или курение на балконе.
Когда я писал о максимальных сроках за ДТП с летальным исходом, то не сказал главного: цифры 4 и 5 в приговорах вы едва ли найдёте. Условный срок или принудработы – это пожалуйста, а в зону… Как отметил один опытный следователь: «По такой статье посадки бывают редко». Видимо, определённая часть общества, в том числе и из властных структур, считает, что люди, приобретающие дорогие машины, являются двигателями материально-технического прогресса, да к тому же «кормильцами» огромной массы дорожных выгодополучателей.
Я бы, возможно, и не стал делать такого предположения, коли не одна скромная приписка из той же 264-й статьи о максимальном лишении убийц водительских прав сроком на три года. Причём вы можете убить на пешеходном переходе и больше двух человек разом – всё одно, через три года получите право снова сесть за руль. И так будет до тех пор, пока современные тяжёлые скоростные машины законодатель не приравняет к холодному оружию.
Нельзя сказать, что законодатели вообще отвернулись от этой проблемы. Нет, это с их подачи 28 июня 2019 г. вступила в законную силу новая редакция УК РФ, резко ужесточающая наказание за «пьяные» ДТП. Там теперь фигурируют иные цифры: летальный исход одного человека – от 5 до 12 лет, двоих и более – до 15 лет. Выходит, если ты лишаешь человека жизни, выпив перед этим бутылку пива, то это приравнивается к убийству, а если закатываешь его в асфальт в ясном уме и твёрдом рассудке, то это просто ДТП и ты в худшем случае «причинитель вреда». Здесь налицо несоразмерность преступления и наказания, которую необходимо устранить.
Именно в пустячности наказания кроется одна из главных причин обыденности, банальности такого зла, как убийство на пешеходном переходе. Только после ужесточения обязательно изменится психология поведения человека за рулём. Едва ли он станет болтать по телефону или писать СМС, заглядываться на барышень или делать селфи, если за наезд ему будут светить не условные год-полтора, а полновесные семь-восемь лет зоны, многомиллионные выплаты за причинение морального вреда и пожизненное лишение водительских прав.
Могу привести самый свежий пример из жизни статьи 264. Cкажем, вы, сидя в суперскоростной «феррари», обсуждаете по телефону на ходу коммерческое предложение. Впереди по пешеходному переходу ковыляет, ведя велосипед, пожилая женщина. Вы собираетесь сбросить скорость, и в это время ваш деловой партнёр задаёт вам вопрос, от ответа на который зависит судьба сделки. Вы на секунду-другую теряете бабульку из вида, а потом слышите душераздирающий крик и с изумлением наблюдаете, как старушка, описав в воздухе высоченную дугу, врезается в бетонный бордюр. Вы сообщаете о случившемся по телефону в МЧС, оттуда присылают почему-то пожарную машину (реальный эпизод), а случайно проходивший мимо врач говорит, что бабулька, cкорее всего, прикажет долго жить. Приехавший следом инспектор ДПС составляет протокол об административном правонарушении, в котором указывает, что в таком-то месте в такое-то время такой-то водитель «произвёл наезд на велосипед» (реальный эпизод), задев при этом неизвестную гражданку.
Для устранения проблем вы имеете деньги и ловкого стряпчего-адвоката. На следующий день он ошарашивает бедных родственников потерпевшей немыслимой для них суммой компенсации морального вреда в полмиллиона рублей за подпись на соглашении о примирении сторон. На похоронах вы второй по значимости человек после покойницы. Вы – не убийца, а благодетель: оплатили погребение и поминальный стол. За вас уже пьют в очередь с убиенной – то за её упокой, то за ваше здравие.
Cтряпчий потирает руки и позволяет себе хлебнуть Camus. Это он, по сути, прекратил уголовное преследование своего доверителя и аккуратно сравнял купюрами могильный холмик с землёй. «Надо же… – думает он, брезгливо оглядывая полупьяное собрание, – его ведь теперь даже водительских прав не лишат. Потому как не за что…»
Да, статья 264 УК РФ вполне допускает полное прекращение уголовного дела откупившемуся от греха, запрещённого шестой заповедью Закона Божьего: не убий. По существу, это возрождение католической индульгенции, отменённой много веков назад папой Пием V.
Пока вы живы-здоровы и всё вокруг вас исключительно замечательно, вам недосуг думать о каких-то там пешеходных переходах, наездах, гробах, похоронах, следствиях, судах. Вы ведь всё делаете правильно, и вас дурное не коснётся. Дай-то Бог… Однако, выходя на улицу, постарайтесь не забывать, что там идёт война и на этой войне убивают.
Юрий Никитин, Астрахань