Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Индустрия в красках

Георгий Нисский – гений стальных тонов и сурового стиля

21 сентября 2021
Георгий Нисский в мастерской, 1968 год

Для советской цивилизации не было более важного направления в любом роде искусства, нежели производственное. Пролетарское – значит, прогрессивное! Причём то была не просто агитация за новый образ жизни или загримированные под роман, кинофильм или индустриальный плакат с руководством по внедрению правильных методов работы. В этом жанре трудились по-настоящему талантливые люди, создавая произведения многогранные, загадочные, а главное – красноречиво и небанально повествующие об эпохе, о людях, чьи характеры ярче всего проявляются именно в работе. И очень жаль, что сегодня мы практически потеряли это направление в литературе, живописи, кинематографе. Как будто для нынешних писателей и художников неважны социальные корни героев. Есть в этом непреодолимая неполноценность.

ХХ век стал для нашей культуры, кроме прочего, временем расцвета железнодорожной живописи. Что может быть привлекательнее, чем поезда и вокзалы, чем встречи и расставания, связанные с ними? Или чем строительство стальных магистралей сквозь непроходимые чащобы, пустыни и льды? В наше время эти картины снова притягивают. Их выверенный тон не оставляет нас равнодушными. А сегодня мы вспомним великого (без преувеличений!) мастера стальных тонов и сурового стиля – Георгия Григорьевича Нисского. Его часто величают основоположником индустриального пейзажа в советской живописи. Это понятие ко многому обязывает – основоположник. Нисский, бесспорно, подобный статус заслужил. Его кисти принадлежат классические и, право, нестареющие полотна, посвящённые железным дорогам.

Сам Нисский – потомственный железнодорожник. Его отец всю жизнь прослужил фельдшером на железной магистрали под Гомелем. Всё детство будущего художника прошло на станции Новобелица – и впервые он ощутил себя живописцем, почувствовав потребность изобразить семафор и стрелку. В его воображении они выглядели пришельцами из будущего, чудом техники. Проносившиеся мимо поезда восхищали Георгия, как каждого мальчишку. Скорость, мощь, густой дым, а какая смена полутонов, света и тени?..

В гимназии он увлёкся рисованием, в 16 лет поступил в Гомельскую художественную студию им. Врубеля, которой руководил Александр Быховский. Начинался 1920 год, шла Гражданская война, но Быховский и его ученики жили искусством. Талант Нисского трудно было не разглядеть. Его, кроме живописи увлекавшегося техникой и спортом, направили в Москву на подготовительный факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), этого храма революционного искусства (хотя то время всяческие храмы решительно отвергало). Георгий сразу проявил себя как искренний и убедительный певец индустриализации. Среди первых картин, принёсших ему всесоюзную славу, – «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Художник показывал железную дорогу не каким-то диковинным чужеродным явлением, неизвестно откуда появившимся на земле. На его полотнах рельсы и семафоры гармонируют с природой, с временами года. И мы видим, как солнечные лучи играют на снегу, когда приближается локомотив, как вокруг стальных магистралей, на фоне грандиозных металлических конструкций, заваривается человеческая жизнь, полная забот и спешки.

oseny450.jpg
«Осень. Семафоры» 

В 1934 году в Москву приехал знаменитый французский художник Альбер Марке. Он много ходил по выставкам, музеям и мастерским, знакомился с советскими коллегами. Когда его спросили: «Что вам понравилось в советской живописи?» – француз не стал отгораживаться замысловатой дипломатией. Ответил чётко и ясно: «Картина «Осень. Семафоры» – лучшее, что я видел...» Да, это загадочная композиция, в которой прочитывается и осенняя печаль, и вера в индустриальный прогресс. И семафоры её автор увидел в таком ракурсе, что хочется вглядываться в них и разгадывать тот мир, который открывает нам художник.

Это ранний Нисский. Но не менее интересен поздний, который в 1958 году снова поразил своих поклонников. Картина «Подмосковье. Февраль» возвращает нас к железнодорожному жанру, но – в новой для художника манере. Пейзаж узнаваемый. По высоте, засыпанной снегом, проходит стальная трасса. Идёт поезд. Чуть ниже – автомобильная магистраль. Зимой здесь малолюдно, а в воздухе разлито счастье бодрящего зимнего ветерка, впитавшего лёгкий привкус солярки. Индустрия не подавляет природу. Наоборот. Без железных дорог, без человеческого труда планета оказалась бы заброшенной и бессмысленной. За это полотно художник получил бронзовую медаль на престижной международной выставке в Брюсселе.

polustanok450.jpg
«Полустанок»

А как таинственен его «Полустанок» – излюбленный зимний пейзаж в железнодорожных тонах. Скромный пункт на огромной железной дороге готов принять поезд. Налаженная индустрия. Каждый выполняет свои обязанности. И кажется, нет в мире ничего обаятельнее желтеющих пристанционных зданий.

Что может быть благороднее человеческого труда, связанного с техникой, с точностью и с постоянным самоконтролем? Труд и его плоды – вот что интересовало Георгия Нисского, когда он создавал в живописи железнодорожный жанр. Художник и сам ещё с довоенных лет водил автомобиль, умел управлять яхтой и даже ходил в рейсы с друзьями-машинистами. И был не просто сторонним наблюдателем, а знал и любил технику. Иначе и не появились бы на свет такие картины, рождённые его кистью.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Замостьянов Арсений
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Спасибо вам, Николай Николаевич!

    05.10.2021
  • Транссиб. Выбор пути

    19.05.2021
  • Изобретатель чудес

    12.05.2021
  • Солдатская звезда

    05.05.2021
  • Как Россия рвалась к Тихому океану

    21.04.2021
  • Построено на совесть

    19 голосов
  • Путеец Леонид Красин

    18 голосов
  • Состав не задохнулся на подъёме

    15 голосов
  • Баллада о путевом обходчике

    14 голосов
  • Поезд мчится в чистом поле…

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS