Информационные войны ведутся давно. Однако есть основания полагать, что именно они определяют лицо ХХI столетия, став его визитной карточкой. Очередное подтверждение тому – информационные бои вселенского масштаба, которые разворачиваются на наших глазах вокруг Сирии.
Актуальной теме информационных войн посвящена наша беседа с доктором технических наук, профессором, аналитиком Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова Сергеем РАСТОРГУЕВЫМ.
Гость «Литературной газеты» – крупнейший отечественный специалист в этой области, автор книг «Философия информационной войны», «Управление Вселенной», «Выборы во власть как форма информационной экспансии», «Введение в формальную теорию информационной войны».
– Сергей Павлович, кем и с какой целью ведутся информационные войны?
– Они ведутся с точно такой же целью, что и обычные войны. Цель – ресурсы и специалисты, которые достаются победителю. Информационная война – это борьба государств с использованием информационного оружия, под которым я понимаю информационные технологии и технические средства, поставленные на конвейер. Они позволяют генерировать необходимые зрелища, идеи, распространять и внедрять их – в уши, глаза, сердца людей.
– Некоторые аналитики разделяют войны информационные и войны смысловые. Объясняют так: «В первом случае мы меняем лишь информацию, во втором – интерпретируем знания, представления, что требует непростых и длительных усилий. Это связано, в частности, с тем, что по инструментарию смысловые войны продвигают свои идеи не напрямую, а в фоновом режиме… Поэтому смысловые действия могут продолжаться и в отсутствие информационных схваток. Так, сегодня всё чаще наблюдается переход от тактических информационных операций к стратегии и проектам влияния». Вы согласны с такой градацией?
– Я стараюсь всегда придерживаться классических представлений. Термин «информационная» определяет приоритет оружия. Химическая война – война химическим оружием. Ядерная война – война ядерным оружием. Информационная война – война информационным оружием. И всё это в рамках войны, которая в словарях большинства стран мира определена как вооружённая борьба государств. Информационная война, как правило, является составной частью войны вообще. Да, иногда бывает и так называемая чистая информационная война, когда никакое другое вооружение, кроме информационного, не применяется. Тогда мы говорим только об информационной войне.
Что же касается термина «смысловая война», то он мне непонятен. Смыслы, на мой взгляд, это не оружие. Смыслы – это основа мировоззрения, включающая множество целевых установок с выработанной системой отношений к миру и к себе. Устойчивое навязывание той или иной информации носителям смыслов как раз и приводит к модификации их смыслов, порой лишая их жизнь смысла.
Не согласен я и с тем, что только сегодня наблюдаются проекты влияния. Напротив, они были всегда. Разве те же мощные религиозные конфессии – это не проекты влияния? Просто задачи, на которые раньше уходили десятки лет, сегодня решаются за один-два года. И это потому что изменилась среда. Мы живём в информационную эпоху, для которой характерно, что между человеком и человеком стоит техническое средство.
При этом любая стратегия как всегда включала, так и включает в себя множество взаимоувязанных тактических информационных операций. Может быть, на их фоне не всегда видна глобальная цель... Но так оно и должно быть. Иначе что же это за операция, которая всем понятна, и даже жертве?
– Но разве информационные войны ведутся не с целью перепрограммировать поведение человека, прежде всего элиты общества, в нужном для агрессора направлении?
– Цель – ресурсы! А элита – инструмент, типа ключа, который должен открыть доступ к этим ресурсам. Важнейший фактор – наличие в элите необходимого количества агентов влияния, которые специально формируются агрессором из людей, имеющих рабское эгоистическое мировоззрение. Такие люди проводятся на ключевые позиции, с которых возможно максимальное информационное воздействие. Эти позиции как ключевые высоты находятся в сфере власти и СМИ. Доктор философских наук Владимир Александрович Разумный, сам работавший в период перестройки в СМИ, исследовал эту проблему и рассказывал, как подобных агентов внедряют в СМИ. В то время это делалось по указу сверху. И что потом с этими СМИ происходило, мы видели своими глазами. Они просто переходили на другую сторону.
– Являются ли по своей сути так называемые актуальные ток-шоу и всевозможные теледебаты манипулятивными технологиями?
– Если они связаны общей целью, то да.
– Великий русский мыслитель Александр Зиновьев утверждал, что задача медиа в западном обществе – «забить мозги людей до отказа, чтобы в них не осталось места ни для чего другого и чтобы отпала всякая потребность «шевелить мозгами». Посеять в сознании людей такой хаос, чтобы люди не могли упорядочить его разумным образом. Набить мозги шаблонами, клише, пустышками, образцами поведения, соблазнами». Сказано жёстко, но верно ли?
– Сказано верно.
– Но если верно, то не является ли информационная политика с целью оболванивания народа (термин Зиновьева) гражданской информационной войной против народа? Или информационные войны происходят только между государствами?
– Бывают войны между государствами, бывают и гражданские войны. Но когда говорим о гражданских войнах, то они ведутся между кем-то. Например, между белыми и красными, красными и зелёными. Сегодня говорить о наличии информационных гражданских войн, наверное, терминологически неправильно, потому что у власти нет вооружённого информационного противника. Как в странах Запада его нет, так и у нас. Есть только классическое управление, которое реализует власть, в том числе и информационными методами, «забивая мозги людей до отказа».
– На наших глазах разворачивается информационная война вокруг Сирии. В том, как она ведётся, есть для вас что-то новое, необычное, достойное особого внимания?
– Если говорить о сценарии этой войны, то он классический. Серия № 1 – внушается, что в стране Х руководитель является диктатором и злодеем. Серия № 2 – показывается, как в стране Х гибнут люди, их бесчеловечно травят химическим оружием. Кто же это может делать? Серия № 3 – делается вывод: только злодеи на это способны. А кто злодеи? Ответ – посмотри серию № 1 и срочно принимай меры.
Сценарий в Сирии почти точно такой же, как и в Ливии. В Ливии бандиты боялись ливийской авиации, поэтому НАТО её предварительно уничтожило. Что касается Сирии, то здесь Израиль боится сирийского химического оружия, поэтому принято решение, чтобы Сирия уничтожила своё оружие, прежде чем на неё нападут. А причину напасть всё равно потом придумают.
– Вы считаете, что нападение американцев на Сирию неизбежно?
– Для сложных социальных систем чего-то неизбежного не бывает. Даже смерть пока неизбежна только для отдельно взятого человека, но не для общества, народа или страны. Всегда может произойти нечто такое, что заставит мир срочно заняться чем-то другим. К сожалению, в случае с Сирией, как и было в случае с Ливией, судя по сделанным ходам, процессы развиваются именно в направлении агрессии.
– В 90-е годы активную роль в информационных войнах принимали отечественные СМИ, которые финансировались из-за границы. А кто платит, тот и музыку заказывает. Сегодня ситуация в российских СМИ иная?
– Ситуация несколько иная. Ситуация изменилась благодаря Федеральному закону от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Этот закон обязывает НКО информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников и об их фактическом расходовании.
И ещё благодаря статье УК РФ 128.1. Клевета. Где сказано следующее: «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов».
Это очень важная статья! Потому что информационное уничтожение СССР в основном базировалось на клевете, за которую вдруг перестали наказывать. Сколько же клеветы было вылито! Чтобы понять, как осуществлялось перепрограммирование сознания людей на основе лжи, очень рекомендую почитать книгу Сергея Георгиевича Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»!
– В своих выступлениях, отмечая, что «информация, как вода, дырочку найдёт», вы подчёркиваете, что, если в информационной войне придерживаться оборонительной тактики, поражение неизбежно. Информационная война на историческом «фронте», особенно по событиям Второй мировой войны, продолжается давно, и конца ей не видно. В сентябре исполнилось 75 лет Мюнхенскому сговору, который был важнейшей вехой на пути развязывания войны. В России эта «славная» дата прошла почти не замеченной. Поскольку наши СМИ и официальная пропаганда позволяют себе игнорировать такие юбилеи, возникает подозрение: не есть ли это игра с Западом в поддавки – как было в перестройку?
– С одной стороны, это следование определённому курсу. А с другой, чтобы замечать «славные» даты, нужны соответствующие наблюдатели, т.е. ведомства, ответственные за это, и грамотные люди в них. Случившееся с Мюнхенским сговором свидетельствует о том, что подобных органов, ответственных за информационное противоборство, в нашей стране сегодня по-прежнему нет. А если где-то есть, то ими руководят «не наши» люди.
– Насколько опасны сегодня информационные войны?
– Информационные войны работают против всех нас, против человечества в целом, независимо от того, с какой стороны баррикады кто-то из нас находится. Информационные войны сносят тот фундамент, на котором стоит человеческая цивилизация.
Когда-то утверждалось, что бытие определяет сознание. Сегодня поставленные на конвейер образы сознания обрекают многих на жалкое бытие. Модели торжествуют, определяя поведение субъектов эмпирического мира. Современные модели легко переписывают историю. Победил СССР нацистскую Германию, и весь мир осудил фашистский режим, уничтоживший польских офицеров под Смоленском в Катыни. Одержало победу НАТО в холодной войне над Советским Союзом, и российская Государственная дума осудила СССР за якобы расстрел всё тех же поляков.
Вера в тот или иной факт базируется на сформированном отношении к людям, которые имели или могли иметь хоть кое-то отношение к этому факту. Если удалось доказать, что все возможные свидетели – закоренелые преступники, то поверить можно только в то, что ими совершались в основном преступления. Государственной думе, похоже, в этом вопросе была поставлена такая задача – и дальше «мазать грязью» Советский Союз, невзирая ни на что. И она её выполнила.
– Сталин и другие руководители СССР совершали преступления, но почему они должны отвечать за преступления нацистов? К тому же повесив их на Сталина, который давно мёртв, фактически повесили на Россию...
– Даже если бы Сталин и другие руководители не совершали никаких преступлений, то их осуждение всё равно бы произошло, чтобы планомерно создавать образ жуткого врага, для уничтожения которого годятся любые средства. Это обязательная часть информационной операции, которую никто не отменял. Демонизировать Сталина – Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами СССР, победившего фашизм, демонизировать Советский Союз необходимо не ради демонизации, а ради настоящего и будущего. Происшедшие события забываются, свидетели умирают, архивы переписываются. В этих условиях история, как и любая религия, формируется, опираясь на веру.
Что будет дальше, понятно. Например, есть событие – атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки. Кто палач, отдавший приказ? Злодеи коммунисты или свободолюбивые демократы? Ответ ясен и не требует доказательств. Ибо только злодеи на подобное способны.
Сегодня в информационную эпоху создавать фальшивки стало легко, используя соответствующее программное обеспечение. Благодаря интернету распространять их стало совсем просто. Неслучайно, именно в интернет сегодня и переместился основной центр изготовления и распространения фальшивок.
Если вдруг, в ходе дальнейшего противоборства, Соединённые Штаты распадутся на много маленьких государств, то уцелевшие поверят, что уничтожение башен-близнецов было на самом деле провокацией американских спецслужб типа поджога нацистами рейхстага в 1933 году и явилось сигналом к началу кровавого похода на устои старого мирового порядка.
Человек желает, верит, думает и делает. И если реальность бытия расходится с его модельными построениями, то другой человек, имеющий ресурсы, подправляет уже не модель, а эту самую реальность бытия. В этом и есть самая страшная опасность информационных войн!
Если «надуваемой» модели нового мирового порядка понадобится себя подкрепить нужными новостями, то ради них в дело может пойти и ядерное оружие.
– Чего нужно опасаться России в ближайшее время, к чему нам готовиться?
– Готовиться всегда надо к худшему, но надеяться на лучшее.
Худшее может выглядеть так. Например, взбунтовались жители какого-то города на национальной почве и перекрыли автомагистраль. И тут вдруг кто-то по этому городу наносит удар тактическим ядерным оружием. Кто? Конечно, злодеи! А кто злодеи? Злодеи – собственное правительство, имеющее ядерное оружие. Но раз так, то всему мировому сообществу надо срочно принимать ответные меры и требовать ядерного разоружения или начинать войну. Нужные доказательства будут мгновенно сфабрикованы. А к тому времени, когда выяснится истина, дело уже будет сделано, и истину перепишут...
– Не хочется верить, что такое может случиться.
Беседовал Олег НАЗАРОВ