На Комсомольской площади столицы – на площади трёх вокзалов – стоит величественный памятник Павлу Петровичу Мельникову. Первый министр путей сообщения Российской империи, он занимал этот пост с 1865 по 1869 год. В истории российских железных дорог его имя – одно из самых уважаемых и памятных.
Служить по железнодорожной части Мельников, будучи талантливым инженером и прирождённым управленцем, начал, конечно же, гораздо раньше. О его происхождении писали так: «из дворян, крестьян не имеет». Поэтому становится понятно, что добиться «высоких степеней» Мельников мог только при помощи собственных способностей и трудолюбия.
А для начала нужно было получить дельное образование. Первым по успеваемости он окончил Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Было это в 1822 году, когда о железнодорожных дорогах в России ещё и речь не шла. После этого талантливого молодого человека зачислили сразу на третий курс Института Корпуса инженеров путей сообщения, в котором Мельников учился с таким же блеском. Имя первого ученика занесли на мраморную Доску почёта в актовом зале. Впоследствии Павел Петрович будет много лет преподавать в альма-матер, став первым в стране теоретиком железнодорожного строительства. Он готовил инженеров, которые надолго станут его соратниками в тот момент, когда стальные магистрали в России из сказки превратятся в быль. Мельников писал о себе, что «был призван к преподаванию в институте лекций по части практической механики вообще и паровых машин в особенности с приложением их к железным дорогам». Многие относились к его «мечтам» скептически, но инженер доказывал свою правоту с математически выверенными аргументами.
В начале 1830-х он, изучив зарубежный опыт, уже всерьёз думал о железнодорожном будущем родины. В 1835 году вышла в свет его книга «О железных дорогах» – и она по праву считается этапной в развитии отрасли. Инженер Мельников вошёл в состав комиссии, которая дала добро на проект первой русской железной дороги – из Петербурга в Царское Село. Его изыскания и расчёты чрезвычайно пригодились при строительстве, а для молодых специалистов – единомышленников Мельникова первая дорога стала учебной площадкой.
Когда в марте 1841 года император учредил комиссию для работы над проектом строительства грандиозной казённой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, её возглавил шеф жандармов Александр Бенкендорф. Но самым компетентным из членов комиссии был именно Мельников, к тому времени изучивший специфику строительства железных магистралей и в Европе, и в США. По существу, именно он и был автором проекта. При строительстве трассы император назначил его начальником Северной дирекции: то есть Мельников курировал возведение ветки от Петербурга до Бологого. Вот здесь от теории учёному пришлось перейти к практике. Почти 200 вёрст будущей дороги предстояло проложить по болотистой местности. Это была труднейшая задача. Тем не менее дорогу построили, и в России появилась новая мощная отрасль промышленности.
Кстати, Павлу Петровичу не раз доводилось водить составы из Петербурга в Москву и обратно. Как инженер, он считал, что должен уметь разбираться во всём, связанном с техникой, – и освоил работу машиниста.
В 1862 году Мельников назначен главным управляющим путей сообщения. К тому времени он составил планы строительства стальных магистралей, которые во многом определили стратегию экономического развития России на ближайшую четверть века. Например, Мельников был убеждён, что русская железнодорожная сеть должна как можно скорее перешагнуть через Волгу, – и, проведя немало изысканий, планировал строительство трасс Пермь – Тюмень и Иркутск – Чита.
Когда при Александре II было основано Министерство путей сообщения – его, конечно, возглавил Мельников. За те несколько лет, что он возглавлял отрасль, сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. Министр и генерал-инженер стал автором и многих технических открытий – прежде всего в области вагоностроения и строительства станций.
Павел Мельников не только считался, но и был истинным патриотом. Он абсолютно не принимал предложений превратить железные дороги в частное дело и полагал, что ключи от транспортной сети должны оставаться в руках государства, в руках казны. Кроме того, Мельников считал, что Россия способна самостоятельно производить всё, что необходимо для железнодорожной индустрии: от продуктов, которые продаются в пристанционных павильонах, до современных паровозов. Министр выступал за планомерное развитие промышленности в стране, остававшейся в преобладающей степени аграрной. Далеко не все представители политической элиты соглашались с его планами: чиновникам легче было полагаться на импорт, чем строить и развивать заводы…
Когда в стране началась приватизация железных дорог, Мельников демонстративно отстранился от этого процесса. В 1869 году 65-летний министр подал в отставку «по расстроенному здоровью» и поселился в небольшом имении Любань неподалёку от Петербурга.
Министр, инженер, радетель за железнодорожное дело не забыт в современной России. Дело не только в памятниках. В 2005 году учреждена медаль Павла Мельникова. Ею награждаются «руководители и специалисты организаций всех видов транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии, сотрудники министерства, центрального аппарата федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении министерства, их территориальных органов и иные лица за достижение высоких производственных показателей, повышение уровня эффективности и качества транспортного обслуживания, содействие и личный вклад в развитие транспорта и дорожного хозяйства в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации». Почётная, уважаемая медаль!
А уроки и взгляды министра Мельникова в последние годы стали только актуальнее. По существу, он стал первым русским профессиональным железнодорожником высокого уровня и первым управленцем, связавшим строительство стальных магистралей с широким развитием промышленности.
Вот такой дровяной паровоз курсировал по рельсам от Москвы до Санкт-Петербурга
Станция Тверь