
Есть такое строительное определение – мостопоезд. И когда мы произносим это слово, на память сразу приходит имя замечательного инженера, фронтовика Льва Георгиевича Карели. Человека из плеяды тех, что умели строить качественно и быстро, не боясь нестандартных решений, без которых инженерное дело начинает буксовать.
Для инженера-железнодорожника возведение моста новаторской конструкции сродни высшему пилотажу лётчика. Именно этому благородному и трудному делу без остатка посвятил свою жизнь наш герой.
Коренной тбилисец, мальчишкой он работал разносчиком газет. «Покупайте «Зарю Востока»! Покупайте «Зарю Востока»!» – громко звучал его голос на улицах. В то время столица Грузии уже привыкла к локомотивам, курсировавшим по рельсам. Железную дорогу здесь открыли ещё в 1872 году – именно тогда первый поезд проследовал из Тифлиса в Поти. В 1936-м Лев Карели поступил в Тбилисский институт железнодорожного транспорта имени Ленина – это высшее учебное заведение славилось на весь Союз. Там пробуждали в «студиозусах» новаторскую мысль, тем более неподалёку находился Сурамский перевал, ставший первым в СССР электрифицированным участком для грузового движения. Студенты участвовали в испытаниях подвижного состава, которые там постоянно проходили, вели расчёты, предлагали экспериментальные решения.
Студент Карели уже готовил дипломный проект, когда началась война. Отбросив в сторону все планы, он добровольцем ушёл на фронт. Сражался в действующей армии до самой Победы. Но и в мирное время для таких железнодорожников, как инженер Карели, жизнь продолжалась в жёстком армейском режиме. Сразу после демобилизации Лев Георгиевич поступил на работу в Главмостострой города Москвы, где быстро вышел на ведущие позиции. Именно там он и сформировал мостопоезд – передвижную команду, в которой имелись все специалисты и основная техника для строительства мостов. Они могли работать в отдалении от больших городов, без связи, посвящая всё время возведению новых железнодорожных коммуникаций.
Многие тогда, вернувшись с полей сражений, сразу окунались в производственную жизнь и забывали учиться… Карели хватило упорства, чтобы, не забывая о работе, на время вернуться и в институтские аудитории. Он смог и защитить диплом в родном Тбилиси. За войну не забыл ни своих наработок, ни птичий язык науки, ночами перечитывал учебники и свои старые тетради с конспектами и курсовыми проектами. Его дипломной работой стал небывалый мост с опорами на сваях-оболочках большого диаметра с помощью вибропогружателей. Защитился Карели с блеском. В тот момент его дипломный красавец виделся ему лишь теоретической фантазией, хотя его проект был рассчитан до мелочей. Однако Карели никогда не расставался с мечтой осуществить свой замысел наяву.
Работы тогда хватало с избытком. Страну нужно было восстанавливать, в первую очередь – железные дороги. Почти все они нуждались в ремонте, а многие мосты и участки пути лежали в руинах после бомбёжек. Без стальных трасс невозможно возрождать промышленность. Да, в то время ещё многое подвозили на телегах, как в старину. Или на баржах, если географическое положение позволяло. Но в большом строительстве не обойтись без железных дорог, без регулярного снабжения по самым надёжным магистралям с практически неограниченным грузооборотом. Разрушенный железнодорожный мост означал разрыв сложившейся производственной цепочки. А на практике – лишние полгода разрухи.

Молодого инженера направили в Крым. Вся транспортная система полуострова представляла собой развалины – война несколько раз катком прошла по крымским степям. Карели многое повидал на фронте, невольно привык к смертям и разрушениям, но то, что открылось ему на Черноморском побережье, вызывало ужас. Трудно было представить, сколько сил понадобится, чтобы всё восстановить, – а ведь требовалось ещё и сделать лучше, чем прежде. Железнодорожный транспорт нужно было не просто восстанавливать, а развивать. Значит, предстояло не просто повторять когда-то реализованные проекты, а создавать что-то новое, более передовое. На юге страны Карели спроектировал свои первые железнодорожные мосты, снова соединившие с центральными областями страны Причерноморье. Джанкой, Керчь, Севастополь, – всюду он восстанавливал железнодорожные мосты, которые остаются в строю и в наше время.
Когда мостопоезд № 444 направили в Казахстан, его команда прокладывала пути для целинников. Потом – долгая работа в Николаеве. Там Карели построил стратегически важный Трихатский железнодорожный мост через полноводный и бурный Южный Буг, а также два на то время крупнейших в Европе автомобильных моста.
Строительство новых путепроводов в Николаеве – эксперимент, равный подвигу. Мостостроители тогда взяли на себя повышенную ответственность, отказавшись от многих предложений маститых инженеров. И душой этого проекта стал Карели. Он понимал: если всё получится, эти мосты помогут развитию новых технологий, которые будут служить отрасли десятилетиями. Многое Лев Георгиевич тогда почерпнул из собственного студенческого диплома – и в итоге «сказку сделал былью». При строительстве этих мостов Карели, в частности, отказался, от использования привычных кессонных камер и применил при строительстве камуфлетный метод, более дешёвый и безопасный. Впервые в Союзе! За этот успешный эксперимент в 1962 году инженера удостоили Ленинской премии. А идеи его затем применяли при строительстве самого крупного в Европе моста – в Саратове, через Волгу, ставшего символом целого края.
Карели не так много времени посвящал преподаванию, однако десятки крупнейших специалистов считали его своим учителем. Друзья и коллеги запомнили его как весельчака, радушного хозяина, знавшего наизусть «Витязя в тигровой шкуре». Жизнелюб и сибарит, отличный собеседник – словом, настоящий тбилисец. И сколько же Лев Георгиевич успел сделать, построив по всему Союзу сорок крупных мостов разного типа!..

Имена выдающихся инженеров обычно известны только специалистам. Но конструкторов, удостоенных Ленинской премии, традиционно чествовали всем миром. Ведь эту награду можно было получить только раз в жизни. И стоит признать, что незаслуженных или несправедливых награждений этой премией практически не было. Посмотрите списки ленинских лауреатов – и узнаете имена лучших из лучших в любой профессии. Среди них – Лев Георгиевич Карели, выдающийся мастер своего дела, не работавший по сформированным шаблонам, а создававший новые стандарты в строительстве мостов. В истории технической мысли тоже есть легенды – и они не менее впечатляющи, чем легенды из мира литературы и искусства.