Летняя гибель теплохода «Булгария» – на речной-то волне, при видимости берегов! – это ещё одно доказательство потери ОСТОЙЧИВОСТИ (есть такой технический термин) всей нынешней системы производственных отношений.
В этом плане весьма показательно состояние инженерных служб в сельском хозяйстве. Создание их началось в нищей и ещё разорённой России в конце 20-х годов. В малообразованной стране понимали, что без этого невозможно уйти от коня и сохи. Система меняла название (первое – МТС, машинно-тракторные станции, последнее – «Сельхозтехника») и непрерывно совершенствовалась. Её вертикаль пронизывала страну «от Москвы до самых до окраин» – всесоюзная, республиканские, областные, районные. И в каждом из 25 районов Самарской области были свои отделения, ремонтные заводы с хорошо продуманной системой специализации технического обслуживания и капитального ремонта машин. Индустриальная Самара словно поделилась со своим сельским собратом высокими технологиями своих цехов. Спектр услуг был необъятен. Предприятия оснащались вполне современным оборудованием, здесь работали высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры. Такое же я наблюдал и в других областях и республиках, где довелось побывать в порядке обмена опытом.
Сегодня вся эта грандиозная система уничтожена. Квалифицированные работники ушли из сельского хозяйства. Прежде всего – мужчины. Отрасль охватила «кадровая недостаточность» по половому признаку. Теперь не только инженера – тракториста найти трудно. В кабинах тракторов сидят гастарбайтеры, неуверенно отличающие правую педаль от левой.
В современном сельском хозяйстве появились машины со всего мира, они становятся всё сложнее, разнообразнее, в них новые узлы и системы, которые даже в вузе ещё не изучают. А уж технически их обслужить, отремонтировать некому и негде. Фермеру или другому землевладельцу даже посоветоваться на сей счёт во всей округе не с кем.
Я уже сорок лет на кафедре инженерного факультета обучаю студентов, будущих инженеров, основам технической эксплуатации машин. И ясно вижу, как исчезает интерес к инженерно-техническим знаниям и работам. Выпускники инженерного факультета не спешат стать инженерами. Я в последние годы непрерывно анализирую профессиональный состав выпускников заочного факультета. Среди молодых людей в возрасте 25–40 лет исчезли как класс станочники. Однако станочники – это основа любого машиностроения, это элита производства.
Мой недавний дипломник – сын самобытного народного умельца. Отец создал небольшое производство художественной ковки из металла. И сын с ранних лет был возле горна и наковальни, у него оказались «хорошо поставленные руки» и точный глаз. Отец с возрастом и нездоровьем теплил надежду передать дело сыну. Однако тот после защиты дипломного проекта ушёл в... охрану. Охрана, менеджмент и, конечно же, офис – вот выбор современной молодёжи, а вовсе не традиции их отцов и дедов.
Средняя и особенно высшая школы не справились с компьютеризацией. Извечная история – цель и средство поменялись местами. Компьютер подмял педагогику и отбил все другие интересы. Однако компьютер пусть гениальное, но всё-таки вспомогательное средство. Компьютерная продукция весьма специфична и ценна в основном в сочетании с другими. Он должен быть в кабине и «организме» трактора, автомобиля, самолёта, станка. Однако пашет, везёт, летит, обрабатывает техника, устройство которой надо знать и понимать. Но, овладев компьютером, студенты сторонятся знаний об устройстве и принципах действия сложных механизмов, их систем, технической эксплуатации. Словно это недостойное их дело. Им со школы мерещатся блеск офиса и монитор с мышью… Подслеповатая же наша власть тоже внесла свой вклад в утрату интереса к техническим знаниям, переведя инженерные факультеты с подготовки специалистов на бакалавров.
Если бы представители власти порылись в нашем прошлом и нашли материалы о Высшем инженерно-техническом училище имени Н. Баумана, то легко бы узнали, что в годы его создания оно было лучшим в Европе, а в годы советской власти стало лучшим в мире. Мы, инженеры, учившиеся в разных вузах, все были бауманцами, потому что прошли общеинженерную подготовку по их учебно-методическим материалам, учебникам, монографиям. И всё, что сотворено инженерным трудом, всё, чем сильна и гордится Россия, – заслуга многих поколений бауманцев в Москве и по всей стране… Каким же уровнем мышления надо обладать, чтобы всё перечеркнуть и запустить инженерные факультеты! Кто будет модернизировать Россию? Финансисты? Политтехнологи?
, доцент Самарской сельскохозяйственной академии