Михаил Лупашко
На 36‑м году жизни Республики Молдова её власти объявили о намерении страну ликвидировать. Неужели «цветущий сад», как называли Молдавию в СССР, обветшал до того, что может стать частью соседнего сада, румынского? Из шести президентов РМ трое (Снегур, Тимофти и Санду) – в числе сторонников «слияния с Румынией», другие трое – Лучинский, Воронин, Додон – так или иначе выступали как государственники.
Стремление к уничтожению Молдавии как оплота православия под эгидой РПЦ сначала было скрытным, хотя трезвые аналитики ожидали подобного от действий людей Сороса. В его структурах прошла подготовку и нынешний президент Майя Санду, как почти и все члены её команды. Но не все ожидали, что на фоне не лучших сейчас отношений США и ЕС она проявит такую прыть. В интервью британскому СМИ Санду сообщила, что проголосовала бы «за» при проведении референдума об объединении РМ с Румынией. Схоже высказался премьер-министр. Два первых лица готовы уничтожить свою страну. Такого не бывало. Даже президент Румынии удивился.
Правда, до принятия решения о проведении плебисцита ликвидаторам нужно подчинить Гагаузию. На крошечную территорию направлено всё: и репрессии (законный глава автономии Евгения Гуцул по сфабрикованному обвинению брошена в тюрьму), и деньги Сороса для создания там «либеральных» НПО, и манипуляции общественным мнением. Но пока выходит криво. Правовая неразбериха в законах автономии и исправленном командой Санду «Избирательном кодексе РМ» не позволили включить в действие план о «контролируемых выборах», назначенных на март. Задумали выбрать подконтрольное Санду Народное собрание автономии в мае, но это ломает план «О референдуме», который должен был бы состояться не позднее июля. Отсебятина Санду вызвала критику даже со стороны тех, кто совсем не против обнуления Молдавии и молдаван как православного этноса. Экс-президент Румынии Траян Бэсеску, который Молдавию именовал румынской Бессарабией, оценил заявление Санду как поспешное и непродуманное. Торопливость проявил и глава МИД РМ Попшой, заявив, что власти намерены полностью выйти из СНГ.
Объективно оценил ситуацию экс-премьер, лидер оппозиционной партии «Будущее Молдовы» Василий Тарлев: «Речь идёт не об СНГ как таковом. Речь идёт о сознательной и демонстративной попытке зафиксировать разрыв отношений с Москвой – политически, символически и в перспективе институционально. Но СНГ– это не только Россия… На фоне сложных и противоречивых переговоров о прекращении огня на Украине и обсуждений параметров будущего мирного договора они стремятся перестраховаться и окончательно вбить клин между Молдовой и Россией, закрепив нашу страну в своей сфере влияния без возможности манёвра. Это – тупиковый путь».
Что касается жизни граждан, то по уровню благосостояния страна вернулась в начало 1990‑х. В сёлах нищета и повальное стремление молодёжи уехать подальше. Поднимает голову организованная преступность: похищения, пытки, вымогательства в отношении состоятельных бизнесменов средней руки – обыденное дело. Без газа из РФ и приднестровского электричества цены уже восьмикратно превысили уровень, какой был до Санду. Надо видеть и то, что Румыния и сама в эту холодную зиму-2026 переживает острейший экономический кризис. Что породит слияние двух неблагополучий? А может, во всём этом также просматриваются признаки распада или серьёзной трансформации Евросоюза?