Во все времена находились философы, учёные, писатели, общественные деятели, деятели культуры и искусств, которым небезразлична судьба общества и которые видели спасение от социальных пороков именно в формировании культуры, основанной на нравственности. Среди таких деятелей ХХ века особо хотел бы выделить Д.С. Лихачёва, с которым мне посчастливилось дружить и часто общаться. Радует, что такие люди есть и ныне! Об одном из них и пойдёт речь в этой статье.
Я довольно часто бывал в Чувашии, сначала по роду своей работы во ВНИИМЕТМАШе, затем, будучи главой администрации президента Б.Н. Ельцина, и в последние годы, когда был создан Фонд СЭИП, реализуя его программу «Молодые писатели России», я посещал многие регионы страны, в том числе и Чувашию.
Почти с первых поездок познакомился я с человеком, можно сказать, с уникальными способностями, поражающим многогранностью таланта, – он оказался поэтом, писателем-моралистом, автором и исполнителем песен, композитором, музыкантом, играющим на многих инструментах, общественным деятелем, учёным-исследователем. Но главными качествами, восхитившими меня в нём, были его доброта и готовность помочь людям. Этот человек – Анатолий Николаевич Аринин. О чём бы мы ни говорили, всегда разговор сводился к тому, откуда у людей берётся агрессивность, злоба, ненависть и чем можно побороть проявления этих пороков в обществе. Видно было, что Анатолия Николаевича эта проблема заботит всерьёз. И он видит её решение в повышении духа нравственности в обществе.
Нравственность для А.Н. Аринина – не пустые слова, это смысл его жизни, поскольку он стремится решить эту актуальную проблему современности не только с позиции публицистической и художественной литературы (в том числе поэзии), но также активно борется с позиции научной деятельности, создав для этого Научно-исследовательский институт социальных проблем и преобразований (НИИ СПП). И когда Анатолий Николаевич выдвинулся на соискание учёной степени, я спросил его: «Наверно, темой диссертации ты выбрал тему нравственности?» Он ответил: «Сергей Александрович, вы провидец! Как вы угадали?!» Я сказал: «Это нетрудно, я же знаю тебя почти 30 лет! А вкусы твои, как я убедился, не меняются!»
Он часто выступает и делится своими мыслями с людьми, которых также волнуют эти проблемы нравственной некомпетентности и моральной деформации, наблюдаемые в современном обществе. А.Н. Аринин выпустил не одну книгу, посвящённую этим проблемам, среди которых три научные монографии на тему социальной агрессии, факторов её возникновения и методологии коррекционных процессов. Он также является автором 73 научных статей по психологии, юриспруденции, криминологии, философии и социологии. В этих статьях он освещал актуальные вопросы агрессии, нравственности и безнравственности, являющиеся проблемами разных слоёв населения, а также административно- и уголовно-правовые темы, связанные с девиантным (отклонение от нравственных норм) и делинквентным (отклонение от правовых норм) поведением среди разных слоёв общества, а также методы психолого-превентивной коррекции данных деструктивных явлений. Эти статьи вышли в научных сборниках МГУ им. М.В. Ломоносова, в международных научных журналах и других изданиях.
При осуществлении научной деятельности А.Н. Аринина в формировании его теории, а впоследствии научной дисциплины «Суромология» и проведении исследований, связанных с проблемами суромизма (злобно-агрессивная ориентация становления уклада общества), также принимали участие следующие учёные: профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ В.Я. Колдин; доктор психологических наук основатель отечественной пенитенциарной психологии генерал-майор А.Д. Глоточкин; доктор философских наук генерал-лейтенант В.В. Серебрянников; доктор социологических наук В.И. Ковалёв; доктор медицинских наук, профессор Р.В. Беледа и др. И мне, как человеку, имеющему непосредственное отношение к науке, приходилось также принимать экспертное и консультативное участие и в гипотетических, и в теоретических процессах создания данного научного направления, как я считаю, совершенно необходимого для нравственного оздоровления общества. Так вокруг него постепенно образовался коллектив единомышленников; были созданы общественные организации Научно-исследовательский институт социальных проблем и преобразований (НИИ СПП) и Научно-культурная просветительская академия нравственности (НКПАН), целями и задачами которых стали изучение уклада общества и поиск путей разрешения проблем агрессии и нравственности.
Как я заметил, тема нравственности красной нитью проходит и через всё поэтическое творчество А.Н. Аринина. Даже в стихах он непременно ассоциирует любовь с совестью, справедливость с нравственностью и дух благородства со смыслом жизни. В своей поэзии он выражает собственный, ни на чей не похожий взгляд на разгадку сути человеческой природы во всех её проявлениях и с лёгкостью делится своим жизненным опытом и личной выстраданной мудростью. Философская тема борьбы добра и зла в человеке в его произведениях описана особенно драматично, откровенно, без фальши.
Проблема умирания совести в нынешнее время остро и ярко отражена в его стихах:
Жить по законам благородства
Всегда хотим ни дать ни взять,
Но от бесстыжего уродства,
Как видно, будем здесь страдать.
В миру, где совесть не в почёте,
На честь – крамола и хула,
В запретных списках, на учёте
Извечно нравственность была.
Бесстыдность – чопорная дама,
Она, как водится, в чести.
Тех, кто возносит зло и хама,
От зла и хамства не спасти.
Не жди, бедняга благородный,
Что за добро тебе добром
Воздастся. Ты, как перст безродный,
Слывёшь адамовым ребром.
И лишь борьба – твоё спасенье!
У зла пощады не проси!
Превозмогая все лишенья,
Дух благородства воскреси!!!
Твоей любви благая повесть
Излечит нравственных калек,
Ты возрождаешь в людях совесть,
О благородный человек!!!
Он призывает читателей к взращиванию в себе духа нравственности, воспитанию высоких чувств: совести, справедливости, любви, уважения, которые он видит в гуманном высоконравственном обществе.
Где душой не горят глаза,
Средь бездушного равнодушья
Я увидел любовь в слезах,
Умиравшую от удушья.
Мне шептала: «Уж не в цене
Я теперь, – от любви страдая, –
Здесь давно уж не рады мне,
От скорбей я, как лунь, седая.
Как увидят меня всегда,
Издеваются и хамеют.
Ведь любить люди, вот беда,
Не желают и не умеют».
Да, не любят и не хотят
В этом мире любовь увидеть.
Здесь в неё лишь плевки летят,
Раз удобнее ненавидеть.
И, ругая весь мир в сердцах,
Возмущением пламенея,
Утешал я любовь в слезах,
Сострадая душой своею.
Да, любовь нынче не в цене,
И о ней уж старо преданье.
Но кричала душа во мне,
Надрываясь от состраданья:
«Эй, опомнитесь, палачи
Своего золотого счастья!
Не казните любовь в ночи,
Осветите души ненастье!»
Я на совесть склоняю вновь,
Тех, кто спящей душой молчали:
«Чтоб не плакала здесь любовь,
Утолите её печали!!!»
Его поэзия помогает читателю взрастить и воспитать в себе (а родителям и педагогам – в подрастающем поколении) самые светлые и высоконравственные чувства и сподвигает на добродетель и подвиги, что в нынешнее время необходимо и значимо для нашей страны – России.
А.Н. Аринин – хороший организатор и привлекательный человек. Он является также руководителем Русского отделения Союза писателей Чувашской Республики, входящего в состав Союза российских писателей, возглавляемый Светланой Василенко; членом Союза писателей Москвы, главой Центра творческих технологий. За свою жизнь он руководил многими музыкальными коллективами: вокально-инструментальными ансамблями, несколькими хорами в разных регионах России (Хабаровский край, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Марийская Республика, Москва и др.). Самый заметный коллектив среди них – это ВИА «Данс-рок-капелла под управлением А.Н. Аринина», в который входили хореографическая, инструментальная и вокальная группы.
Со своим ансамблем Анатолий Николаевич выступает не только в родной Чувашии, но и во многих других регионах (в Мордовской Республике, в республиках Марий Эл и Татарстан, в Московской, Нижегородской, Владимирской областях и мн. др.). Неоднократно коллектив выступал и на московских сценах. Заслуженно А.Н. Аринин стал лауреатом престижной премии Чувашской Республики им. И.Я. Яковлева (И.Я. Яковлев – чувашский педагог-просветитель. – С.Ф.): «За великую подвижническую деятельность во имя возрождения чувашского народа и создание новых музыкальных направлений, также за успешное воспитание молодых талантов».
А.Н. Аринин ведёт и широкую общественную культурно-просветительскую деятельность, а также благотворительную и воспитательно-педагогическую работу с трудной молодёжью как социальный психолог, философ и юрист. Мы с моей супругой Галей много лет дружим с Арининым и наблюдаем за ним и его коллективом, за взаимоотношениями между ними, и складывается ощущение, что при встрече с ними всякий раз мы попадаем в мир добра. Я был приятно удивлён тем, что многие члены коллектива Аринина под стать своему руководителю пишут стихи, прозу, являются членами различных союзов писателей.
У многих из них тяжёлое детство, непростая судьба; за плечами – серьёзные ошибки, порождённые ранним столкновением со злом... Общее прошлое сблизило участников ансамбля, заставило их искать доброту в людях… Анатолий Николаевич Аринин обогрел их своей добролюбивой душой, помог исцелиться от душевных ран и открыть для себя мир гуманности. Он помогает своим подопечным получать высшее образование, оказывает им моральную и материальную поддержку, способствует в решении семейных проблем. Также Анатолий Николаевич помог членам коллектива раскрыться в творчестве и реализовать себя, организовал их выступления перед публикой, чтобы они смогли продемонстрировать свои таланты. Это был первый этап их вхождения в новую жизнь.
Совместно с А.Н. Арининым они приняли участие в создании нового направления в науке, призванного изменить общество в лучшую сторону и привести его к душевной гармонии и нравственному благополучию. Была издана книга «Суромология», в которой члены коллектива А.Н. Аринина абсолютно откровенно, искренне рассказали о своей жизни, своих проблемах. Благодаря этой книге они сумели разобраться в прошлом, обрести новое миропонимание, подняться на несколько ступенек в своём духовном развитии, смогли избавиться от пороков и девиаций, доставшихся им из прошлой жизни, стать чище и лучше. Ведь добро и зло издревле сосуществуют в мире, как две стороны медали, как свет и тьма, как Бог и дьявол. В каждом от рождения заложены оба эти начала. Весь вопрос – в какой среде человек развивается, кем и чем он окружён.
Поскольку среди воспитанников Аринина есть и бывшие алкозависимые и наркозависимые; женщины, занимавшиеся проституцией; лица, склонные к воровству, освободившиеся из мест лишения свободы, совершившие преступления, многие считают, что он не сможет с этими «аморальными» людьми решить проблему нравственности в обществе. Но Анатолий Николаевич всё равно не перестаёт верить в людей, в то, что они могут стать лучше, он не сдаётся и, как Дон Кихот, всё равно упрямо движется к поставленным целям, потому что для него главное – это процесс борьбы. И, как я понял, наблюдая за ним (и из его пояснений), даже если цель, которую он поставил перед собой, вдруг окажется утопией, для него всё равно останется главным, чтобы она была достойной, чтобы грела душу и вдохновляла на победы.
Можно заполнить все каналы телевидения назидательной, трескучей пропагандой патриотизма, лозунгами о величии нашей державы и народа, но это ни на йоту не приблизит нас к решению основной проблемы – созданию гармоничного, обустроенного общества взаимной доброты и терпимости, общества, в котором каждый осознанно дорожит своей страной и её ценностями. На этом поприще реальная деятельность таких людей, как Аринин, несомненно, заслуживает уважения и благодарности.
Главное для А.Н. Аринина – чистота души, нравственность и совестливость человека. С прискорбием он пишет в своих книгах о том, что доброта и совесть нынче воспринимаются как слабость. А он хотел бы, чтобы эти нравственные критерии стали великой силой, способной изменить общество и сделать людей счастливыми. Но своей жизнью и всей своей духовной энергией А.Н. Аринин утверждает, что в вечном противостоянии добра и зла, справедливости и несправедливости обязательно побеждает добро. Побеждает – ради действенной любви к ближним, к своей стране.
Такие люди, как Анатолий Аринин, призваны прокладывать дорогу к свету. Что он с успехом и делает.
В настоящее время А.Н. Аринин прибыл в Москву в качестве гостя Ассоциации союзов писателей и издателей России, в ближайшие дни в столице пройдёт встреча с ним и его коллективом.