Дома, в Бельгии, его ждёт, не только коллекция замечательных вин, о которой судачит интернет, но и библиотека, как утверждают очевидцы, в тридцать тысяч томов. Изученных, надеюсь. Вот что заслуживает особого внимания и где следует искать основу всяческих глубин. «Звёзды» XXI века, от которых уже не уберечься, могут, к сожалению, ничего не читать и никакими идеями не бредить. Откуда же тогда взяться размышлениям? Валерий Афанасьев сочиняет повести и рассказы, пишет пьесы. Ему интересен опыт дирижирования. И он сотрудничает с рядом известных симфонических коллективов. Ему многое интересно. Меняет ли всё это его жизнь? Думаю, что да. Иначе он не поразил бы таким пронзительным, трагичным и философским Шубертом.
Два концерта дал в ноябре Филипп Копачевский. Играл Концерт № 2 Шопена и Концерт для фортепиано с оркестром Грига. Замечательные выступления. Яркие, эмоциональные, хорошо продуманные исполнителем, с восхитительными подробностями, которых в прежних выступлениях (концерты Шопена уже давно в его репертуаре) не было. Они, разумеется, были, но в ту пору не казались пианисту важными. Что-то происходит. Возможно, обычное взросление и новый опыт. Копачевский в этом смысле «зануда» – он погружается в текст задолго до выступления. Таков процесс работы. И она, собственно, до выхода на сцену не прекращается. С ним бесполезно в это время разговаривать – он там, в сочинении, отвечает невпопад и не поощряет собеседника вниманием. И уже состоявшийся концерт ничего не меняет – он продолжает обдумывать то, что «в руках». Отсюда, наверное, столь привлекательное в нём нетерпение к инструменту. Самое наглядное и убедительное свидетельство того, что ему ещё будет чем удивить.
В музыке помнят предтеч, педагогов, исполнителей. Прекрасная традиция. Концерты ноября и начала декабря, посвящённые почтенным датам и именам, были интересными и вдохновенными. А ещё книги. Документальная, мемуарная литература – самая популярная среди читателей. Помня об этом, сотрудники Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера) А.Ю. Николаева и А.С. Скрябин выпускают уже вторую книгу о выдающемся пианисте Владимире Владимировиче Софроницком. Вышла она в серии «Письмена времени» (Центр гуманитарных инициатив, г. Санкт-Петербург) и называется «Последний великий романтик фортепиано. Владимир Софроницкий издали и вблизи». Обстоятельная и умная получилась книга. Очень разумно составители поступили, собрав все, до мелочей, свидетельства необыкновенной жизни. Любая записка, любой комментарий пианиста часто важнее целого романа о нём. Борис Александрович Покровский справедливо замечает: «В то время Лёва Оборин ещё сидел за роялем в классе Елены Фабиановны Гнесиной, ещё Гилельс жил в Одессе, мы ничего не знали о Флиере. А Рихтер – кто мог его ждать? А имя Софроницкого было начертано на плакате, и невозможно представить, оценить, что значило это имя для барахтающейся в трудностях страны.
…Народ может потерять руку, язык, совесть… Но душу, воспитанную в красоте, должен сохранять; иначе – беда! Вот почему мне трудно забыть пианиста Софроницкого».
В книге множество интереснейших свидетельств и признаний самого Владимира Владимировича. Хорошие иллюстрации, портрет пианиста воссоздан объективно и с большой симпатией. Что чувствуется в любом тексте. Не сомневаюсь: особо важными для многих станут его разборы собственной работы над многими сочинениями. В книге великолепный справочный материал. Одним словом, лучший и преданнейший исполнитель произведений А. Скрябина предстаёт в самых разных ситуациях, с замечательной иронией и весьма критичным отношением к самому себе. Одним словом, надо читать и благодарить за этот колоссальный труд автора проекта А.С. Скрябина.