Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2013 г.
  4. № 49 (6442) (11.12.2013)
Искусство

«Искусство должно быть праздником!»

11 декабря 2013
В.В. Софроницкий

И оно было праздником в последний месяц осени, по крайней мере два раза. В зале Чайковского играл пианист Валерий Афанасьев. Приехал вспомнить своего наставника профессора Московской консерватории, народного артиста СССР Якова Зака, которому исполнилось бы сто лет. Бесподобен. Это сразу чувствуется. Ещё до инструмента. Во внешнем облике, в выражении лица (вернее, в его отсутствии), в походке… Он живёт в своём индивидуальном времени и пространстве. Там, подозреваю, много интересного и поучительного. Не для всех. Хотя охотно откликается на интервью. Рассказывает как бы обо всём. Но до известных границ. Самое важное происходит за инструментом. Избран Шуберт. Три пьесы (экспромта), соната № 21 си-бемоль мажор. Плоские ладони, изящно вытянутые пальцы. Ладонь как бы накрывает клавиши. Никаких задумчивых поз за инструментом. Сразу за дело, в свои глубоко личные взаимоотношения с Шубертом. Они есть, и мы, слушатели, ощущаем это с первыми звуками. У Афанасьева можно понять, что за измерение такое в музыке – глубина. Никакой конъюнктуры, никаких лжеэффектов, ничего для успеха у публики. Он размышляет сам для себя, возникает сама по себе некая дистанция: кажется, исполнителю совершенно безразличны слушатели, он весь только в сочинении. Попадёт ли кто в это его особое пространство и состояние – неизвестно. К аплодисментам он равнодушен и филармоническая клака ему ни к чему. Он на самом деле был здесь с Шубертом, а всё остальное значения не имеет.

Дома, в Бельгии, его ждёт, не только коллекция замечательных вин, о которой судачит интернет, но и библиотека, как утверждают очевидцы, в тридцать тысяч томов. Изученных, надеюсь. Вот что заслуживает особого внимания и где следует искать основу всяческих глубин. «Звёзды» XXI века, от которых уже не уберечься, могут, к сожалению, ничего не читать и никакими идеями не бредить. Откуда же тогда взяться размышлениям? Валерий Афанасьев сочиняет повести и рассказы, пишет пьесы. Ему интересен опыт дирижирования. И он сотрудничает с рядом известных симфонических коллективов. Ему многое интересно. Меняет ли всё это его жизнь? Думаю, что да. Иначе он не поразил бы таким пронзительным, трагичным и философским Шубертом.

Два концерта дал в ноябре Филипп Копачевский. Играл Концерт № 2 Шопена и Концерт для фортепиано с оркестром Грига. Замечательные выступления. Яркие, эмоциональные, хорошо продуманные исполнителем, с восхитительными подробностями, которых в прежних выступлениях (концерты Шопена уже давно в его репертуаре) не было. Они, разумеется, были, но в ту пору не казались пианисту важными. Что-то происходит. Возможно, обычное взросление и новый опыт. Копачевский в этом смысле «зануда» – он погружается в текст задолго до выступления. Таков процесс работы. И она, собственно, до выхода на сцену не прекращается. С ним бесполезно в это время разговаривать – он там, в сочинении, отвечает невпопад и не поощряет собеседника вниманием. И уже состоявшийся концерт ничего не меняет – он продолжает обдумывать то, что «в руках». Отсюда, наверное, столь привлекательное в нём нетерпение к инструменту. Самое наглядное и убедительное свидетельство того, что ему ещё будет чем удивить.

В музыке помнят предтеч, педагогов, исполнителей. Прекрасная традиция. Концерты ноября и начала декабря, посвящённые почтенным датам и именам, были интересными и вдохновенными. А ещё книги. Документальная, мемуарная литература – самая популярная среди читателей. Помня об этом, сотрудники Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера) А.Ю. Николаева и А.С. Скрябин выпускают уже вторую книгу о выдающемся пианисте Владимире Владимировиче Софроницком. Вышла она в серии «Письмена времени» (Центр гуманитарных инициатив, г. Санкт-Петербург) и называется «Последний великий романтик фортепиано. Владимир Софроницкий издали и вблизи». Обстоятельная и умная получилась книга. Очень разумно составители поступили, собрав все, до мелочей, свидетельства необыкновенной жизни. Любая записка, любой комментарий пианиста часто важнее целого романа о нём. Борис Александрович Покровский справедливо замечает: «В то время Лёва Оборин ещё сидел за роялем в классе Елены Фабиановны Гнесиной, ещё Гилельс жил в Одессе, мы ничего не знали о Флиере. А Рихтер – кто мог его ждать? А имя Софроницкого было начертано на плакате, и невозможно представить, оценить, что значило это имя для барахтающейся в трудностях страны.

…Народ может потерять руку, язык, совесть… Но душу, воспитанную в красоте, должен сохранять; иначе – беда! Вот почему мне трудно забыть пианиста Софроницкого».

В книге множество интереснейших свидетельств и признаний самого Владимира Владимировича. Хорошие иллюстрации, портрет пианиста воссоздан объективно и с большой симпатией. Что чувствуется в любом тексте. Не сомневаюсь: особо важными для многих станут его разборы собственной работы над многими сочинениями. В книге великолепный справочный материал. Одним словом, лучший и преданнейший исполнитель произведений А. Скрябина предстаёт в самых разных ситуациях, с замечательной иронией и весьма критичным отношением к самому себе. Одним словом, надо читать и благодарить за этот колоссальный труд автора проекта А.С. Скрябина.


Тэги: Семь нот Классическая музыка
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партитура успеха

    10.06.2024
  • В ожидании музыки

    21.09.2022
  • Красиво уйти!

    18.06.2022
  • Век «Асю» не слушали

    04.06.2022
  • Фантастическая симфония

    30.04.2022
  • Под знамена высокого искусства!

    715 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Красиво уйти!

    25 голосов
  • Свет памяти

    18 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS