Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июля 2021 г.
Культура Телеведение Дискуссия

Искусство хвалить кино

Что Квентин Дюпье и его поклонники сделали из мухи?

21 июля 2021
Кадр из фильма «Жвалы»

«Жвалы» – невероятная комедия, один из лучших фильмов года, который вам непременно нужно посмотреть!» – когда такое с упоминанием Кафки и американской эксцентрики «Тупой, ещё тупее» пишет один из самых известных кинокритиков, к тому же главный редактор главного киножурнала, то поневоле побежишь, потратишь свои кровные время-деньги на просмотр так мощно анонсированного фильма. Его снял известный французский музыкант, отмеченный Каннским фестивалем, Квентин Дюпье.

Ожидалось что-то абсурдистское, глубокое и объёмное вроде «Скромного обаяния буржуазии». Но нет, ни глубины, ни объёма, хотя начиналось кино интересно: утро, море, к мужчине по имени Маню (Грегуар Людиг), спящему на берегу в спальном мешке, которого уже касаются волны прилива, подваливает господин и предлагает дело на 500 евро. А именно получить в одном месте от одного человека чемоданчик и перевезти его на машине в другое место и передать другому человеку. Зритель предполагает, что в чемодане что-то криминальное типа наркотиков. Маню же долго не понимает, чего от него хотят, – действительно, он туповат, – но потом соглашается. Получив аванс, совершает череду необъяснимых, даже с точки зрения дебила, поступков. Угоняет со стоянки старый «мерседес» и едет к своему другу (Давид Марсе), дабы вместе с ним выполнить задание и разделить барыш. В багажнике угнанного авто они обнаруживают... огромную муху размером с большую собаку и тотчас забывают о поручении на 500 евро, а думают, как бы эту муху... выдрессировать, чтобы заработать на ней много денег.

Далее происходит ещё ряд случайных, вне какой-либо логики событий: эти хорошо одетые французские бомжи захватывают чужой фургон, чуть не убивая его хозяина. Но по глупости во время приготовления пищи сжигают фургон, по глупости же они не заправили «мерседес» и кое-как его двигают, прицепив к велосипеду, пока не встречают на дороге машину с богатенькими девахами. Одна из них принимает Маню за своего одноклассника, с которым когда-то крутила роман в школе, и приглашает их к себе. Наши герои наконец спят в нормальных условиях, едят досыта и купаются в бассейне, но среди подруг хозяйки оказывается психически больная Агнес, которая заподозрила дебилов в мошенничестве.

Эту характерную роль играет красавица Адель Экзаркопулос, в 2013-м завоевавшая Золотую пальмовую ветвь в Каннах за главную роль в шокирующе откровенной лесбийской драме «Жизнь Адель». Чтобы скрыть, что с ними путешествует супермуха (зачем им это скрывать, они же хотели её показывать за деньги?), Маню где-то ворует собачку, а потом оставляет её в комнате с мухой. И тут мы понимаем, откуда столь неблагозвучное название фильма. Жвалы (мандИбулы) – это челюсти членистоногих, ими-то муха и загрызает собачку. Агнес входит в комнату наших дебилов, видит огромную муху, то немногое, что осталось от собачки и... теряет дар речи. Полиция подозревает онемевшую Агнес в том, что именно она съела несчастного пёсика!

Далее ещё один идиотский поворот: среди полицейских оказывается настоящий одноклассник хозяйки, с которым она когда-то кувыркалась в школе. Во избежание разоблачения наши дебилы, спешно перелив бензин в ворованный «мерседес», улепётывают. И вдруг вспоминают про чемодан, который нужно было перевезти за 500 евро. Как ни странно, хотя все сроки прошли, друзья получают чемоданчик и перевозят его в дом богатого старика. В чемодане оказываются шикарные сверкающие челюсти, которые счастливый старик, тотчас вставляет себе в рот. Но зачем было разыскивать на берегу моря бомжа и платить ему 500 евро, когда можно было препоручить доставку протеза обычному курьеру за гораздо меньшие деньги? Дебилы здесь не только главные герои, но и не главные, дебильно всё происходящее. В финале дрессированная муха, улетев куда-то, возвращается со связкой бананов...

Ну и про что этот фильм? Про то, что мужская дружба «имеет значение», а любовь даже к насекомым может принести свои плоды, или про то, что Франция – дебильная страна? И какая это комедия?

Юмор высекается, когда сочетается несочетаемое, когда дурак делает что-то умное, а умный попадает в дурацкую ситуацию, когда сталкиваются разные миры, высокое с низким... А тут – всё ровно, все дураки и совершают дурацкие поступки, а мощно заявленная фантазия с мухой-слоном разочаровывающе скучна.

Разумеется, у этой «невероятной комедии» в прокате успеха нет. И не только у обычной публики, но и у продвинутой. Кроме восторженных критиков, создающих свою иерархию ценностей и нахваливающих ленты, которые никто не видел и не увидит, но тем не менее из них, как из кирпичиков, они складывают восхитительное здание кинематографических шедевров. А если в нём все кирпичики такие же, как «Жвалы», «Дылда», «Праздник»?.. Кстати, фильм о неминуемом обрушении многоэтажного жилого дома из-за воровства при строительстве сделали у нас («Дурак» Юрия Быкова), а дом с огромным количеством жертв рухнул недавно в США.

Александр Кондрашов


Тэги: Александр Кондрашов
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS