София Эззиати дебютировала как писатель в 2019 году, выпустив фантастическую антиутопию «Дневник революции», которая, по признанию автора, буквально родилась из музыки. И вот – перед нами продолжение.
Первая часть романа, состоящая из трёх книг, была посвящена истории движения Сопротивления и его борьбе против разрушительной диктатуры могущественной организации «Единое Око», захватившей власть в системе Сапей (группа солнечных систем, вращающихся вокруг Великого Солнца). А в центре внимания оказались судьбы двух участников движения, «истинных союзников» Аска и Сольвейг.
Подобные истории в фантастическом жанре принято заканчивать зрелищной битвой: добро побеждает зло, свет – тьму, и герои уходят с поля брани – реального или образного – с высоко поднятой головой. Но что происходит после победы?.. Какой ценой она добыта?..
Ответам на эти вопросы София Эззиати посвятила четвёртую и пятую книги «Дневника революции – 2». И если первые три отличались динамично развивающимся сюжетом, а главенствующее место в них занимали «внешние» события, то в продолжении на передний план выходят мысли и чувства героев, а динамика заменяется глубиной: «Каждый был поглощён своими мыслями. Иное мироустройство, прежние и новые враги, неожиданные союзники. Смелые предположения и затаённые в глубине души тлеющие сомнения. Уравнение без решения, ведь слишком много было в нём неизвестных. А есть ли вообще решение? Приведёт ли этот путь к чему-то, и нужно ли тратить свою жизнь на то, чтобы пытаться уравнять, казалось бы, необъятные и непостижимые для одного человека хрустальные весы мироздания?»
В отличие от авторов классических антиутопий, София Эззиати уделяет наибольшее внимание не описанию причудливого мира будущего, а переживаниям героев, проблемам нравственного выбора и этическим дилеммам – как на личном, так и на глобальном уровне. Язык романа тоже нетипичен для жанра: поэтичный, образный, тонко передающий оттенки чувств.
Для раскрытия внутреннего мира героев превосходно подходит формат дневниковых записей, выбранный автором. Как и в первых трёх книгах, повествование ведётся то от лица Сольвейг, то от лица Аска. Герои пытаются осмыслить перемены, произошедшие с ними за последнее время: у обоих за плечами множество потерь, превратившихся в поглощающие свет чёрные дыры в душе... Пытаясь вновь обрести равновесие, принять новых себя, они ищут ответы на важнейшие в человеческой судьбе философские вопросы: что такое любовь, счастье, предназначение? Как обрести их и сохранить?
В новой дилогии София Эззиати словно помещает своих героев в «зазеркалье», и в этом перевёрнутом мире бывшие союзники оказываются врагами, потери – приобретениями, а победа – поражением. Поскольку в тексте отсутствует всезнающий повествователь и происходящее читатель видит «изнутри», глазами Аска и Сольвейг, приём работает на ура.
Кроме того, как и в первой части романа, автор затрагивает многие актуальные проблемы глобального масштаба. Например, такую, как создание совершенного искусственного интеллекта и последствия его использования в разрушительных, а не созидательных целях. Уделяет Эззиати внимание и вопросу захвата власти, в частности тому, как борцы с режимом, свергнув его, устанавливают собственный, ещё более жёсткий и безжалостный. И это – не столько о политике, сколько о человеческой природе: испытание властью способен пройти далеко не каждый.
Впрочем, слабости и вероломству одних всегда противостоит мужество и кристальная честность других. И эта вера в лучшее в людях, в благородство и высоту душ, способных на самоотверженные подвиги, также берёт исток в классической литературе. Главные герои «Дневника революции» – именно такие: сильные, правдивые, наделённые обострённым чувством справедливости. И даже если вокруг – предатели, у каждого из них есть как минимум один неизменный, истинный союзник, которому они могут доверять безоговорочно, – собственное сердце. Оно никогда не подведёт.
Екатерина Приданникова