Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 марта 2025 г.
  4. № 8 (6972) (26.02.2025)
Общество Настоящее Прошлое История

История сквозь мундиры

Музей военной формы помогает воспитывать защитников Отечества

03 марта 2025

Музей военной формы находится буквально через два дома от нашей редакции на Большой Никитской. Так что мы соседи. Во дворе музея рядом с бюстами великих полководцев – от Александра Невского до Георгия Жукова – квартируют писатели. На скамейке расположился Николай Гоголь в цилиндре, а на балконе второго этажа (где ж ещё?) видишь Михаила Булгакова. При неочевидности выбора ясно: литература и война всегда связаны, многие великие произведения написаны авторами, которые носили военную форму, видели бои воочию и даже участвовали в них. Что же это за музей? Наш собеседник – его директор Елена Синицина (на фото).

– Елена Валерьевна, ваш музей один из самых молодых в столице. Как появилась идея открыть его? Есть ли такие в других странах?

– Музей открылся 12 декабря 2019 года. Его предшественником были временные экспозиции в здании Российского военно-исторического общества в Петроверигском переулке и выставочные площади в старинных палатах бояр Титовых в Лаврушинском переулке, где ныне располагается ещё один наш музей – Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты».

В 2015 году председатель РВИО Владимир Ростиславович Мединский, будучи министром культуры, и руководитель департамента культуры Минобороны России Антон Николаевич Губанков, впоследствии трагически погибший в авиакатастрофе при полёте в Сирию, приняли важное решение. Была осуществлена временная передача из научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Минобороны в посёлке Бахчиванджи Московской области определённого числа предметов старинной русской военной формы и снаряжения для масштабных реставрационных работ.

Вскоре ушло письмо на имя Президента России с предложением создать Музей военной формы. Идея была довольно быстро одобрена, под музей выделили здание на Большой Никитской, которое называют усадьбой Васильчиковых. Ремонт занял всего лишь два с половиной года. В этом, безусловно, заслуга Владимира Ростиславовича и Российского военно-исторического общества.

– Да, помню здание в прежнем виде: без слёз не взглянешь.

– Точно. Подчеркну: основу экспонатов музея составили как раз приобретения из императорской коллекции, хотя к ней добавились другие экспонаты, мультимедийное оборудование с образовательным наполнением. Особо гостей привлекают манекены в военной форме разных времён. И это не театральные костюмы, а научная реконструкция: сшиты по выкройкам и лекалам своего времени, из материалов и по технологиям, похожим на старинные. Скажем, если какой-то шов шился руками, то и наши мастера повторяли точь-в-точь.

Знаю, что в других странах есть музеи армий. Например, в Стокгольме, Париже. Но о музеях, которые были бы нашими двойниками, не слышала. Для меня важно, что есть наш.

– Видимо, вы на кого-то равняетесь? С кем из коллег тесно взаимодействуете?

– В музейной сфере я 18 лет, всегда приятно общаться с коллегами, и мы это делаем часто, поскольку любая выставка нередко требует объединения усилий. Бывает, даже два десятка музеев участвуют в одном проекте. Корпоративная дружба важна, дело общее – сохраняем историю, даём возможность посетителям узнавать новое.

– Если судить по фирменным автобусам РВИО, которые можно видеть у зданий музея, на них привозят школьников. Они, очевидно, основные посетители?

– На открытии музея побывал мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин. Он сразу дал правительству два поручения: проводить выездные бракосочетания в музее и создать систему экскурсий для старшеклассников. Это выполняется.

– А сами вы пришли в музей до его открытия?

В одном из залов музея

– В нём я с 2017 года, когда решение об открытии уже воплощалось в жизнь. Владимир Ростиславович Мединский обозначил главную задачу: «Надо сделать так, чтобы каждый мальчишка, выйдя из музея, гордился страной, её героями и хотел служить Родине в нашей армии».

Хорошо звучит, но задача не из лёгких. Изначально было понятно, что создаём музей прежде всего для детей, особенно для мальчиков. Круг гостей теперь шире, но по-прежнему главные – дети. Стараемся, чтобы им было интересно, визит оставлял след, чтобы ребята не ходили по музею как в военных касках, о которые бьётся информация, а до сознания не долетает.

Придумали небольшую хитрость, исходя из принципа: если нельзя отобрать у ребёнка гаджет, нужно вложить в него правильный контент. Наши мультимедийные устройства очень напоминают ребятам те, которыми они сами пользуются. Но есть и более сложные. Например, устройство конфлюэнс-силуэт. Это большой экран, на котором появляется солдатик – мультипликационный персонаж. Он оживает, рассказывает слушателям историю службы. Между солдатиком и ребёнком словно завязывается разговор. Это очень привлекает детей, которые ещё читать не умеют. Стремимся, чтобы в каждом зале – а у нас один не похож на другой – посетителей ждали новые эффекты, вызывали живую эмоцию: «Ух ты, как здорово!» Только тогда поход по музею запоминается, приносит открытия. Их даёт, к примеру, рассказ о битве при Молодях в 1572 году (сейчас это населённый пункт Чеховского района Московской области). В бою сошлись русские войска под водительством Михаила Ивановича Воротынского и Дмитрия Ивановича Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, которая включала турецкие и ногайские отряды. Несмотря на её численный перевес, вражескую армию обратили в бегство. По своему значению, как считают историки, эта битва в чём-то равна битве под Москвой 1941 года. Если бы при Молодях не отстояли Москву, неизвестно, как бы дальше пошёл ход истории.

– Но ваш музей – это и концертная площадка, и место встреч по военно-исторической тематике, есть книжный магазин «Достоевский», действует ряд кружков. Расскажите об этом. И хорошо бы чуть подробнее поведать о судьбе Васильчиковых.

– Жизнь человека обычно проходит между домом и работой или учёбой. Но есть понятие «третий дом». Нам хочется, чтобы музей становился для кого-то именно таковым. В подобном духе и развиваем его, чему помогает сама усадьба Васильчиковых. Известно, что усадьбы обычно называли именами владельцев. А тут оказалось, что в середине XIX века в Москву приехала семья сенатора Алексея Васильевича Васильчикова. Им была арендована усадьба у князей Черкасских. Супруга Васильчикова, Александра Ивановна, организовала популярный в Москве литературно-дискуссионный салон. Так усадьбу стали именовать по фамилии арендаторов.

Сейчас мы возродили музыкальные салоны, есть прекрасный концертный зал с органом и роялем. Ещё у меня была мечта, связанная с детством, когда мы ходили в кружки и секции в Домах пионеров. И ни копейки не платили. Сейчас такие возможности очень малы. Мы создали при музее детскую Академию, в которой работают бесплатные кружки для ребят. Планируем получить образовательную лицензию и развиваться на новом уровне. Движемся к созданию Школы юного историка, которая бы имела такой статус, чтобы, окончив её, дети получали преференции при поступлении в вузы. Есть кружки художественной направленности, в частности по изучению военной формы на примере военной миниатюры. Для этого, например, используем рисунки солдатиков замечательного художника-мультипликатора Вячеслава Михайловича Назарука. Дети мастерят из различных материалов фигурки, находят им применение на лошадках или возле пушек. Есть у нас очень востребованный курс – школа юного экскурсовода. Популярны кружки лепки, рисования.

– Мечта, навеянная детством, сбылась?

– Да, можно и так сказать. Хочется и впредь применять в полной мере свои навыки и опыт. А пока приглашаю читателей «ЛГ» заходить на сайт музея. Наверняка что-то найдёте и предложите детям или внукам. Особо отмечу самый новый проект. В конце ноября прошлого года заработала шахматная школа, на открытии которой был гроссмейстер Сергей Александрович Карякин. Уже идут занятия четыре раза в неделю. Хотим способствовать тому, чтобы страна вернула себе звание ведущей шахматной державы. Наш книжный магазин «Достоевский» уже знают многие москвичи. Свою линию держим: в продаже много исторических книг, военных мемуаров. Сейчас предлагаем и книги, посвящённые СВО. Словом, все наши двери открыты.


Обсудить в группе Telegram

Владимир Сухомлинов

обозреватель отдела «Политика»... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    29.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Любовь – лучшая защита

    28.05.2025
  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • «Перечитывая Нестора»

    21.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS