Музей военной формы находится буквально через два дома от нашей редакции на Большой Никитской. Так что мы соседи. Во дворе музея рядом с бюстами великих полководцев – от Александра Невского до Георгия Жукова – квартируют писатели. На скамейке расположился Николай Гоголь в цилиндре, а на балконе второго этажа (где ж ещё?) видишь Михаила Булгакова. При неочевидности выбора ясно: литература и война всегда связаны, многие великие произведения написаны авторами, которые носили военную форму, видели бои воочию и даже участвовали в них. Что же это за музей? Наш собеседник – его директор Елена Синицина (на фото).

– Елена Валерьевна, ваш музей один из самых молодых в столице. Как появилась идея открыть его? Есть ли такие в других странах?
– Музей открылся 12 декабря 2019 года. Его предшественником были временные экспозиции в здании Российского военно-исторического общества в Петроверигском переулке и выставочные площади в старинных палатах бояр Титовых в Лаврушинском переулке, где ныне располагается ещё один наш музей – Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты».
В 2015 году председатель РВИО Владимир Ростиславович Мединский, будучи министром культуры, и руководитель департамента культуры Минобороны России Антон Николаевич Губанков, впоследствии трагически погибший в авиакатастрофе при полёте в Сирию, приняли важное решение. Была осуществлена временная передача из научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Минобороны в посёлке Бахчиванджи Московской области определённого числа предметов старинной русской военной формы и снаряжения для масштабных реставрационных работ.
Вскоре ушло письмо на имя Президента России с предложением создать Музей военной формы. Идея была довольно быстро одобрена, под музей выделили здание на Большой Никитской, которое называют усадьбой Васильчиковых. Ремонт занял всего лишь два с половиной года. В этом, безусловно, заслуга Владимира Ростиславовича и Российского военно-исторического общества.
– Да, помню здание в прежнем виде: без слёз не взглянешь.
– Точно. Подчеркну: основу экспонатов музея составили как раз приобретения из императорской коллекции, хотя к ней добавились другие экспонаты, мультимедийное оборудование с образовательным наполнением. Особо гостей привлекают манекены в военной форме разных времён. И это не театральные костюмы, а научная реконструкция: сшиты по выкройкам и лекалам своего времени, из материалов и по технологиям, похожим на старинные. Скажем, если какой-то шов шился руками, то и наши мастера повторяли точь-в-точь.
Знаю, что в других странах есть музеи армий. Например, в Стокгольме, Париже. Но о музеях, которые были бы нашими двойниками, не слышала. Для меня важно, что есть наш.
– Видимо, вы на кого-то равняетесь? С кем из коллег тесно взаимодействуете?
– В музейной сфере я 18 лет, всегда приятно общаться с коллегами, и мы это делаем часто, поскольку любая выставка нередко требует объединения усилий. Бывает, даже два десятка музеев участвуют в одном проекте. Корпоративная дружба важна, дело общее – сохраняем историю, даём возможность посетителям узнавать новое.
– Если судить по фирменным автобусам РВИО, которые можно видеть у зданий музея, на них привозят школьников. Они, очевидно, основные посетители?
– На открытии музея побывал мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин. Он сразу дал правительству два поручения: проводить выездные бракосочетания в музее и создать систему экскурсий для старшеклассников. Это выполняется.
– А сами вы пришли в музей до его открытия?
– В нём я с 2017 года, когда решение об открытии уже воплощалось в жизнь. Владимир Ростиславович Мединский обозначил главную задачу: «Надо сделать так, чтобы каждый мальчишка, выйдя из музея, гордился страной, её героями и хотел служить Родине в нашей армии».
Хорошо звучит, но задача не из лёгких. Изначально было понятно, что создаём музей прежде всего для детей, особенно для мальчиков. Круг гостей теперь шире, но по-прежнему главные – дети. Стараемся, чтобы им было интересно, визит оставлял след, чтобы ребята не ходили по музею как в военных касках, о которые бьётся информация, а до сознания не долетает.
Придумали небольшую хитрость, исходя из принципа: если нельзя отобрать у ребёнка гаджет, нужно вложить в него правильный контент. Наши мультимедийные устройства очень напоминают ребятам те, которыми они сами пользуются. Но есть и более сложные. Например, устройство конфлюэнс-силуэт. Это большой экран, на котором появляется солдатик – мультипликационный персонаж. Он оживает, рассказывает слушателям историю службы. Между солдатиком и ребёнком словно завязывается разговор. Это очень привлекает детей, которые ещё читать не умеют. Стремимся, чтобы в каждом зале – а у нас один не похож на другой – посетителей ждали новые эффекты, вызывали живую эмоцию: «Ух ты, как здорово!» Только тогда поход по музею запоминается, приносит открытия. Их даёт, к примеру, рассказ о битве при Молодях в 1572 году (сейчас это населённый пункт Чеховского района Московской области). В бою сошлись русские войска под водительством Михаила Ивановича Воротынского и Дмитрия Ивановича Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, которая включала турецкие и ногайские отряды. Несмотря на её численный перевес, вражескую армию обратили в бегство. По своему значению, как считают историки, эта битва в чём-то равна битве под Москвой 1941 года. Если бы при Молодях не отстояли Москву, неизвестно, как бы дальше пошёл ход истории.
– Но ваш музей – это и концертная площадка, и место встреч по военно-исторической тематике, есть книжный магазин «Достоевский», действует ряд кружков. Расскажите об этом. И хорошо бы чуть подробнее поведать о судьбе Васильчиковых.
– Жизнь человека обычно проходит между домом и работой или учёбой. Но есть понятие «третий дом». Нам хочется, чтобы музей становился для кого-то именно таковым. В подобном духе и развиваем его, чему помогает сама усадьба Васильчиковых. Известно, что усадьбы обычно называли именами владельцев. А тут оказалось, что в середине XIX века в Москву приехала семья сенатора Алексея Васильевича Васильчикова. Им была арендована усадьба у князей Черкасских. Супруга Васильчикова, Александра Ивановна, организовала популярный в Москве литературно-дискуссионный салон. Так усадьбу стали именовать по фамилии арендаторов.
Сейчас мы возродили музыкальные салоны, есть прекрасный концертный зал с органом и роялем. Ещё у меня была мечта, связанная с детством, когда мы ходили в кружки и секции в Домах пионеров. И ни копейки не платили. Сейчас такие возможности очень малы. Мы создали при музее детскую Академию, в которой работают бесплатные кружки для ребят. Планируем получить образовательную лицензию и развиваться на новом уровне. Движемся к созданию Школы юного историка, которая бы имела такой статус, чтобы, окончив её, дети получали преференции при поступлении в вузы. Есть кружки художественной направленности, в частности по изучению военной формы на примере военной миниатюры. Для этого, например, используем рисунки солдатиков замечательного художника-мультипликатора Вячеслава Михайловича Назарука. Дети мастерят из различных материалов фигурки, находят им применение на лошадках или возле пушек. Есть у нас очень востребованный курс – школа юного экскурсовода. Популярны кружки лепки, рисования.
– Мечта, навеянная детством, сбылась?
– Да, можно и так сказать. Хочется и впредь применять в полной мере свои навыки и опыт. А пока приглашаю читателей «ЛГ» заходить на сайт музея. Наверняка что-то найдёте и предложите детям или внукам. Особо отмечу самый новый проект. В конце ноября прошлого года заработала шахматная школа, на открытии которой был гроссмейстер Сергей Александрович Карякин. Уже идут занятия четыре раза в неделю. Хотим способствовать тому, чтобы страна вернула себе звание ведущей шахматной державы. Наш книжный магазин «Достоевский» уже знают многие москвичи. Свою линию держим: в продаже много исторических книг, военных мемуаров. Сейчас предлагаем и книги, посвящённые СВО. Словом, все наши двери открыты.